Феномен «знания-понимания-умения»: институциализация и социокультурное значение

Валерий Андреевич Луков

Аннотация


В статье дается общая интерпретация значимых событий научной жизни Московского гуманитарного университета: в 2019 г. 15-летие отмечают Институт фундаментальных и прикладных исследований (ИФПИ), международная научная конференция «Высшее образование для XXI века», Бунинская премии, научный журнал «Знание. Понимание. Умение» и др. Эти инициативы, принадлежащие ректору МосГУ И. М. Ильинскому, реализуют его междисциплинарную концепцию «знания-понимания-умения» (формула Ильинского).

В статье дается интерпретация формулы Ильинского и ее расширений в работах ИФПИ, публикациях журнала «Знание. Понимание. Умение» и других журналов МосГУ, дискуссиях на международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», анализе современного литературного процесса при проведении конкурса литературных произведений, представленных на присуждение Бунинской премии. Показано, что переход от принятой в педагогике и системе образования России формулы «знание-навыки-умения» к формуле Ильинского соответствует современному этапу интеллектуального развития мира, осваиваемым технологиям производства информации в цифровом обществе.

Раскрыта в этой связи перспективность работ МосГУ в области влияния биологического фактора на процессы изменений человеческой природы, применения методологического тезаурусного подхода, анализа общества, где культурный фактор становится определяющим, оттесняя факторы экономической выгоды и политического превосходства, выявления назначения в обществе феноменов инновации и архаизации, новой жизни мировых и отечественных культурных ценностей.

Определены присущие формуле Ильинского ее институциализационные формы и социокультурное значение применительно к исследованиям молодежи (междисциплинарным, социологическим, психологическим, лингвистическим и др.).


Ключевые слова


высшее образование; формула И. М. Ильинского «знание-понимание-умение»; научный журнал; научная конференция; тезаурусный подход; молодежь; современное общество; социология культуры

Полный текст:

PDF

Литература


Высшее образование для XXI века (2004) : науч. конференция. Москва, 22–24 апреля 2004 г. Пленарные заседания. Специальное заседание «Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы развития» (стенограмма). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 212 с.

Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания (2017a): XIV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 декабря 2017 г.: Доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 597 с.

Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания (2017b): XIV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 декабря 2017 г.: Доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 622 с.

Гайдин, Б. Н. (2014) Шекспиризация в современном кинематографе / // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 10. С. 44–71.

Гневашева, В. А. (2010) Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 304 с.

Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.

Захаров, Н. В. (2015) Шекспир между фактом и воображением: виртуальная шекспиросфера и массовые открытые онлайн-курсы (МООК) // Воображение и факт в конструировании художественных и виртуальных миров шекспировской Англии : сб. науч. ст. / отв. ред. и сост. И. И. Лисович ; ред. В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, С. 193–210.

Захаров, Н. В. (2016) Портретные изображения Шекспира в виртуальной шекспиросфере // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 263–270.

Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.

Ильинский, И. М. (2004a) Путь к успеху. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 512 с.

Ильинский, И. М. (2004b) К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–7.

Ильинский, И. М. (2006) Образование и кризис понимания // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–10.

Ильинский, И. М. (2009) О Бунине : статьи, интервью, выступления. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 94 с.

Ильинский, И. М. (2018) И. Бунин — «буревестник» революции. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 256 с.

Костина, А. В. (2018a) Россия. Путь к будущему. Технологии формирования нового общества. М. : Едиториал УРСС. 200 с.

Костина, А. В. (2018b) Культура как мир конвенций и условие общенационального единства на основе единства ценностей // Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации: доклады и материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 мая 2018 г.) / под ред. А. В. Костиной, Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 314, [VI] с. С. 124–134.

Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.

Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества: Тувинский феномен. М. : Кн. дом «Либроком». 272 с.

Луков, В. А. (2015) «Улучшение» человека: взгляд молодежи // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 20. Гуманитарный анализ биотехнологических проектов «улучшения» человека : сб. науч. ст. / под ред. Б. Г. Юдина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 168 с. С. 42–65.

Луков, В. А. (2018a) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 608 с.

Луков, В. А. (2018b) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 2. 576 с.

Луков, В. А. (2018c) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 3. 608 с.

Луков, В. А. (2018d) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 4. 640 с.

Луков, В. А., Луков Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, Вл. А. (2008) Культурология объектная и субъектная // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72–79.

Луков, С. В. (2009) Диалог организационных культур в сфере высшего гуманитарного образования России и Германии. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 88 с.

Луков, С. В. (2016) Тезаурусный подход в публикациях журнала «Знание. Понимание. Умение» (2015 г.) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 2 (март — апрель). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/2/Lukov_Thesaurus-Approach-2015/ (дата обращения: 12.01.2019).

Медведев, Ю. (2019) Попасть в ядро [интервью с вице-президентом РАН А. Хохловым] [Электронный ресурс] // Российская газета. 29 января. URL: https://rg.ru/2019/01/29/hohlov-odna-iz-vazhnejshih-zadach-povysit-kachestvo-zhurnalov.html (дата обращения: 29.01.2019).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/10.17805/zpu.2019.1.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru