Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы
Аннотация
Образовательные реформы российского общества позволяют говорить о переоценке роли социально-гуманитарных дисциплин и их статусе в образовательном процессе высшей школы. Показателем сложившихся тенденций можно считать уменьшение часов преподавания гуманитарных дисциплин и исключение из учебного плана спецкурсов и курсов по выбору, относящихся к социально-гуманитарному блоку. В этой связи встает вопрос о том, как вернуть гуманитарным дисциплинам былую значимость, как доказать их необходимость в жизни каждого российского гражданина. Такая же проблема стоит и перед преподавателями философии в высшей школе.
Негативное отношение к философии как к ненужному и лишнему предмету в списке образовательных дисциплин ставит перед философами сложную задачу показать студентам, что философия не является «пустым» словом, что именно благодаря ей человек способен размышлять об экзистенциальных проблемах своего бытия, формировать критическое мышление и способность к аргументации своей позиции по различным общественным и профессиональным вопросам. В основе дискуссий, детерминированных местом и ролью философии в образовательном процессе, лежат три главных вопроса: «Чему учить?», «Как учить?» и «Для чего учить?»
Предлагаемая статья — попытка поиска ответов на эти вопросы. Она посвящена проблемам преподавания философии в высших учебных заведениях, осмыслению роли философии в современном обществе и в системе образования. Показано, что, несмотря на присутствие философии как обязательной дисциплины базовой части учебного плана, можно констатировать отсутствие целостного образа ее преподавания. В этой связи излагаются взгляды на поиск новых подходов к преподаванию философских дисциплин с учетом специфики философского знания, а также анализируется зарубежный опыт: Франции, Китая.
Таким образом, рассматриваемые в статье проблемы и предлагаемые пути их решения ставят своей целью изменение статуса философии, смены концептуальных оснований в ее преподавании, а также раскрывают механизмы, способствующие повышению познавательного интереса и учебной мотивации студентов к изучению философских дисциплин.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Байденко, В. И. (2006) Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М. : Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов. 72 с.
Брызгалина, Е. В. (2010) Философия образования в контексте традиций и инноваций // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 4. М. : ИФРАН. 248 с. С. 3–18.
Вахитов, Р. Р. (2010) Как надо и как не надо преподавать историю философии. Размышления преподавателя вуза // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 1. С. 60–65.
Гаттинг, Г. Образование французских философов. Знание, свободно картографирующее социальную жизнь, — за и против [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Гефтер» URL: http://gefter.ru/archive/12583 (дата обращения: 03.08.2018).
Зимняя, И. А. (2004) Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании в контексте Болонских реформ. М. : Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов. 42 с.
Знепольский, Б. (2002) Как преподается и как должна преподаваться философия (французская дискуссия) [Электронный ресурс] // Отечественные записки. № 2. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2002/2/znep.html (дата обращения: 03.08.2018).
Каку, М. (2017a) Будущее разума : пер. с англ. 3-е изд. М. : Альпина нон-фикшн. 502 с.
Каку С. М. (2017b) Физика будущего : пер. с англ. М. : Альпина нон-фикшн. 584 с.
Карелин, В. М., Кузнецова, Н. И., Грифцова, И. Н. (2017) «Философия» как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. № 10. С. 64–74.
Микешин, М. И. (2010) Обоснование необходимости курсов философии в американских технических вузах // Записки Горного института. Т. 187. С. 190–194.
Никифоров, А. Л. (2011) Фундаментальная наука умирает? // Будущее фундаментальной науки: концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / отв. ред. А. А. Крушанов, Е. А. Мамчур. М. : КРАСАНД. 288 с. С. 150–154.
Розов, М. А. (2010) Чего мы ждем от философии? (Заметки старого преподавателя) // Высшее образование в России. № 8–9. С. 20–29.
Свасьян, К. Почему перевелись философы [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Made for minds». URL: https://www.dw.com/ru/почему-перевелись-философы/a-15548297 (дата обращения: 03.08.2018).
Титов, А. В. (2013) B современном Китае сосуществует несколько философских течений. Общий их признак — эклектизм [Электронный ресурс] // Руниверс. Логосфера. 2 февраля. URL: https://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/458253/ (дата обращения: 03.08.2018).
Южанинова, Е. Р. (2014) О методах, формах и средствах преподавания философии в вузе // Вестник ОГУ. № 3 (164). С. 108–113.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.4.12
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/