Проектный подход в решении проблем прекаризации занятости современной молодежи
Аннотация
В статье анализируется проблема временной занятости (прекаризации) молодежи России, которая распространилась сегодня на рынке труда. При этом молодежь не рассматривается как единое поколение, в ее составе есть различные поколенческие группы. Выделяются следующие категории работающей молодежи: стабильно занятые, успешные фрилансеры, работающие низкооплачиваемые молодые специалисты и прекаризованная группа молодежи. Заработков молодежи, относящейся к последней группе, хватает на выживание, но не более того. Молодежь этой категории не может сменить профессию или место жительства, она недостаточно грамотна с правовой точки зрения, чтобы найти работу и заключить хороший контракт. Выживание ей обеспечивают родители или более успешные родственники.
Главная особенность этой группы — восприятие рынка труда как безусловно враждебного к ним. В отличие от молодых людей с низким доходом прошлого, современные представители низшей прекаризованной группы молодежи менее склонны к асоциальному поведению, проявляя низкую политическую и криминальную активность.
Прекаризацию молодежи как явление можно связать с развитием острых поколенческих конфликтов, действующих в трех социальных плоскостях: в системе образования (между преподавателями и обучающимися), на рынке труда (между работодателями и молодыми специалистами) и в среде самой молодежи (внутриролевой конфликт).
Общей рекомендацией может стать не только выработка профессиональных компетенций в рамках образовательного процесса, но и проведение мероприятий со стороны работодателей. Это касается разработки системы поиска перспективных выпускников и организация стажировок. Успешной показывает себя практика взаимодействия работодателей с учебными заведениями для целевой подготовки будущих сотрудников.
В целом прекаризация молодежи может быть расценена как негативное явление современного рынка труда. Негативное влияние ее может быть снижено за счет трансформации образовательного процесса в учебных заведениях и более тесной работы с будущими работодателями. Такое взаимодействие усиливается через деятельность профессиональных и бизнес-сообществ по созданию и корректировке профессиональных стандартов и развитию у молодых специалистов надпрофессиональных компетенций, что в конечном счете позволит преодолеть прекаризацию занятости молодежи.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бобков, В. Н., Бобков, Н. В, Акимов, А. А., Алиев, У. Т. (2015) Прекаризация занятости и регулирование социально-трудовых отношений в России // Неустойчивость занятости (прекаризация): особенное и общее с учетом интеграционных усилий государства и общества / глав. ред. В. Н. Бобков. М. : Издательский дом «Магистр-Пресс». 448 с. С. 8–18.
Горелова, Е. (2015) Безработных среди молодежи в России в 5 раз больше, чем 30–40-летних [Электронный ресурс] // Ведомости. 27 октября. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/27/614577-bezrabotnih-molodezhi (дата обращения: 28.05.2018).
Жвитиашвили, А. Ш. (2016) Новые социальные группы на Западе: общее и особенное // Власть. № 1. С. 118–124.
Зудина, А. А. (2017) «Не работают и не учатся»: NEET-молодежь на рынке труда в России : препринт WP3/2017/02 / М. : Изд. дом Высшей школы экономики. Серия WP3 «Проблемы рынка труда». 21 с. [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: https://wp.hse.ru/data/2017/04/17/1169031315/WP3_2017_02_____.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
Калинюк, И. В. (1985) Классификация возраста // Демографический энциклопедический словарь / глав. ред. Д. И. Валентей. М. : Советская энциклопедия. 608 с. С. 243.
Коврижкина, М. М. (2015) Проблема интеграции требований образовательного и профессионального стандарта в области бухгалтерского учета // Экономика и управление развитием в условиях изменений. XXVI научная конференция аспирантов и докторантов / под общ. ред. Е. Б. Крыловой, Ю. Н. Царегородцева. М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. 122 с. С. 27–35.
Стэндинг, Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс. М. : Ад Маргинем Пресс. 328 с.
Федорова, Н. В. (2015) Методологические подходы к исследованию прекаризации занятости. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/6/Fedorova_Employment-Precarisation/ (дата обращения: 28.05.2018)
Федорова, Н. В., Минченкова, О. Ю. (2017) Управление персоналом : учебник для СПО. М. : КноРусс. 245 с.
Elder, S. (2015) What does NEETs mean and why is the concept so easily misinterpreted? [Электронный ресурс] // International Labour Office. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@dgreports/@dcomm/documents/publication/wcms_343153.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
Schott, B. (2008) Strawberry Generation [Электронный ресурс] // The New York Times. November 30. URL: https://schott.blogs.nytimes.com/2008/11/30/strawberry-generation/ (дата обращения: 09.04.2018).
Chou, J. (2005) Strawberry Generation is just a myth, statistics say. [Электронный ресурс] // taipeitimes. URL: http://www.taipeitimes.com/News/taiwan/archives/2005/09/12/2003271331 (дата обращения: 18.03.2018).
The Neet generation: Why young Britons have been hardest hit by the The Independent (2014) [Электронный ресурс] // Independent . URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/the-neet-generation-why-young-britons-have-been-hardest-hit-by-the-economic-downturn-9155640.html (дата обращения: 21.02.2018).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.4.8
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/