Информальное образование: результаты качественного исследования

Нина Анатольевна Селиверстова

Аннотация


В статье проводится анализ эмпирического исследования, посвященного проблемам информального образования посредством чтения. Субъект информального образования решает вопрос об организации своей повседневной жизни, включая досуг. В связи с этим возникает ряд исследовательских вопросов о его потребностях в знаниях, образовательном потенциале, селекции знаний и пр.

Эксперимент был проведен в начале 2018 г. с участием восьми добровольцев. Они читали роман Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» (2015) и заполняли дневник читателя. Далее с ними было проведено полустандартизированное интервью.

Выявлено, что отбор знаний в процессе чтения происходит по универсальным критериям для системы образования: интерес к знанию и оценка его «полезности». Однако интерес как критерий селекции знаний доминирует по отношению к оценке «полезности» знания. Выделено несколько стратегий чтения. Отдельно рассматривается проблема доверия к знаниям, полученным в повседневной жизни. Подтвердилось, что степень доверия к знаниям, содержащимся в литературно-художественном издании, высокая.

Оценка методов исследования сводится к тому, что дневник читателя не может быть использован как самостоятельный метод. Познавательные возможности данного метода исследования ограничены в первую очередь отсутствием обратной связи. Дневник дает возможность фиксации новых знаний, впечатлений с позиций субъекта, что необходимо, но недостаточно. Обратную связь обеспечивает полустандартизированное интервью, которое позволяет уточнить конкретные записи в дневнике, обеспечить интерпретацию полученных результатов.


Ключевые слова


самообразование; информальное образование; качественное исследование; методический эксперимент; дневник читателя; чтение; «Зулейха открывает глаза»; современная литература; знание; доверие; эмоции

Полный текст:

PDF

Литература


Бродовская, Е. В., Домбровская, А. Ю. (2014) Социологическое сопровождение создания клубного формирования «Школа великих книг» как средства информального образования взрослых в России // Среднерусский вестник общественных наук. № 4. С. 24–30.

Горшков, М. К., Ключарев, Г. А. (2011) Непрерывное образование в контексте модернизации. М. : ИС РАН ; ФГНУ ЦСИ. 232 с.

Докторов, Б. З. (2016) Современная российская социология: Историко-биографические поиски : в 9 т. М. : ЦСПиМ. 5901 стр. с илл. 1 электрон. опт. диск [Электронный ресурс] / Институт социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4595 (дата обращения: 12.12.2017).

Изард, К. Э. (1999) Психология эмоций : пер. с англ. СПб. : Питер. 464 с.

Ильин, В. И. (2006) Драматургия качественного полевого исследования. СПб. : Интерполис. 256 с.

Красильщик, А. (2016) Гузель Яхина о своей книге «Зулейха открывает глаза», бабушке и сценариях [Электронный ресурс] // Афиша.Daily. 24 февраля. URL: https://daily.afisha.ru/brain/613-o-svoej-knige-zulejha-otkryvaet-glaza-babushke-i-scenariyah/ (дата обращения: 25.05.2018)

Литвина, Д. А., Омельченко, Е. Л. (2013) Риторика и повседневность информального образования анархистов // Вопросы образования. № 2. С. 133–153.

Орлова, И. Б. (2017) Историческое знание как предмет социологического анализа (феноменологический аспект) // Социологические исследования. № 9. С. 66–77. DOI: 10.7868/S0132162517090082

Рубакин, Н. А. (1977) Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. М. : Книга. 264 с.

Яхина, Г. (2015) Зулейха открывает глаза. М. : АСТ. 512 с.

REFERENCES

Brodovskaia, E. V. and Dombrovskaia, A. Iu. (2014) Sotsiologicheskoe soprovozhdenie sozdaniia klubnogo formirovaniia «Shkola velikikh knig» kak sredstva informal'nogo obrazovaniia vzroslykh v Rossii. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, no. 4, pp. 24–30. (In Russ.).

Gorshkov, M. K. and Kliucharev, G. A. (2011) Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste modernizatsii. Moscow, IS RAN ; FGNU TsSI. 232 p. (In Russ.).

Doktorov, B. Z. (2016) Sovremennaia rossiiskaia sotsiologiia: Istoriko-biograficheskie poiski : in 9 vol. Moscow, TsSPiM. 5901 p. Institut sotsiologii RAN [online] Available at: http://www.isras.ru/publ.html?id=4595 (access date: 12.12.2017). (In Russ.).

Izard, K. E. (1999) Psikhologiia emotsii : transl. from Engl. St. Petersburg, Piter. 464 p. (In Russ.).

Il'in, V. I. (2006) Dramaturgiia kachestvennogo polevogo issledovaniia. St. Petersburg, Interpolis. 256 p. (In Russ.).

Krasil'shchik, A. (2016) Guzel' Iakhina o svoei knige «Zuleikha otkryvaet glaza», babushke i stsenariiakh. Afisha.Daily, 24 February [online] Available at: https://daily.afisha.ru/brain/613-o-svoej-knige-zulejha-otkryvaet-glaza-babushke-i-scenariyah/ (access date: 25.05.2018). (In Russ.).

Litvina, D. A. and Omel'chenko, E. L. (2013) Ritorika i povsednevnost' informal'nogo obrazovaniia anarkhistov. Voprosy obrazovaniia, no. 2, pp. 133–153. (In Russ.).

Orlova, I. B. (2017) Istoricheskoe znanie kak predmet sotsiologicheskogo analiza (fenomenologicheskii aspekt). Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 9, pp. 66–77. DOI: 10.7868/S0132162517090082 (In Russ.).

Rubakin, N. A. (1977) Psikhologiia chitatelia i knigi. Kratkoe vvedenie v bibliologicheskuiu psikhologiiu. Moscow, Kniga. 264 p. (In Russ.).

Iakhina, G. (2015) Zuleikha otkryvaet glaza. Moscow, AST. 512 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.10

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru