Самотворчество и принципы работы с представлениями в школе Эпиктета

Анатолий Алексеевич Горелов

Аннотация


В статье обсуждается значение работы с представлениями в школе римского стоика Эпиктета для развития человека. В первой части статьи анализируется понятие самотворчества в его соотношении с понятием творчества. Анализируются три значения понятия самотворчества: бессознательное воздействие творчества на самого творца, сознательное воздействие с помощью культуры на собственное бытие автора и сознательное воздействие на самого человека-творца как самоцель. Управление представлениями рассматривается как важный этап самотворчества, ведущий в дальнейшем к изменению поведения и образа жизни.

Рассматриваются постигающие и непостигающие, истинные и ложные представления; дилемма «мое — чужое», которая приобретает у Эпиктета основополагающее значение; понятие свободы воли, которое распространяется римским стоиком только на то, что является для человека своим. Анализируются принципы, используемые Эпиктетом: 1) «уясняй» представления в соответствии с велениями бога, поведением великих философов, интересами целого и собственными соответствующими природе целями самосовершенствования; 2) «свое блюди всячески, чужого не домогайся»; 3) отстраняйся от всего, что не зависит от твоей свободы воли. Проводятся аналогии между буддистским освобождением от желаний и эпиктетовым освобождением от чрезмерной привязанности к внешней реальности; свободой выбора, о которой пишет Эпиктет, и экзистенциалистической концепцией этического выбора.

Несмотря на то что стоицизм не является сейчас модным философским направлением, принципы, сформулированные Эпиктетом, воспроизводятся в современной философской и психологической литературе. Например, принцип непривязанности к внешней материальной действительности, принцип гиперстимуляции и гипостимуляции, используемые для достижения измененных состояний сознания, и тому подобные восходят к учению Эпиктета. В наше время взгляды стоиков, и в частности Эпиктета, становятся столь же актуальными, как они были в Античности.


Ключевые слова


самотворчество; Эпиктет; Сократ; Диоген; стоики; постигающее представление; мое — чужое; безразличное; свобода воли; философия творчества

Полный текст:

PDF

Литература


Адо, П. (2005) Античная философия как духовное упражнение. М. ; СПб. : Степной ветер ; ИД «Коло». 448 с.

Бердяев, Н. А. (1989) Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда. 607 с. С. 254–534.

Бердяев, Н. А. (1993) О назначении человека. М. : Республика. 383 с.

Беседы Эпиктета (1997) / подг. Г. А. Таронян. М. : Ладомир. 412 с.

Джемс, В. (1992) Многообразие религиозного опыта. Репр. изд. СПб. : Андреев и сыновья. 418 с.

Маковельский, А. (1912) Мораль Эпиктета. Казань : Типо-лит. Имп. ун-та. 37 с.

Митрополит Иерофей (Влахос) (2013) Православная психотерапия. Сергиев Посад : Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 368 с.

Сенека (1977) Нравственные письма к Луцилию / изд. подгот. С. А. Ошеров. М. : Наука. 383 с.

Флавий Арриан (2007) Руководство Эпиктета // Мемнон. Исследования и публикации по истории античного мира : пер. с древнегреч. А. Я. Тыжова ; под ред. Э. Д. Фролова. СПб. : Изд-во СПб. гос. ун-та. Вып. 6. 680 с. С. 515–532.

Эпиктет (1995а) Афоризмы // Римские стоики : Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий : сб. М. : Республика. 463 с. С. 252–271.

Эпиктет (1995b) В чем наше благо? // Римские стоики : Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий : сб. М. : Республика. 463 с. С. 206–251.

REFERENCES

Ado, P. (2005) Antichnaia filosofiia kak dukhovnoe uprazhnenie. Moscow, St. Petersburg, Stepnoi veter; ID «Kolo». 448 p. (In Russ.).

Berdiaev, N. A. (1989) Smysl tvorchestva. In: Filosofiia svobody. Smysl tvorchestva. Moscow, Pravda. 607 p. Pp. 254–534. (In Russ.).

Berdiaev, N. A. (1993) O naznachenii cheloveka. Moscow, Respublika. 383 p. (In Russ.).

Besedy Epikteta (1997) / prep. by G. A. Taronian. Moscow, Ladomir. 412 p. (In Russ.).

Dzhems, V. (1992) Mnogoobrazie religioznogo opyta. Repr. izd. St. Petersburg, Andreev i synov'ia Publ. 418 p. (In Russ.).

Makovel'skii, A. (1912) Moral' Epikteta. Kazan', Tipo-lit. Imp. un-ta. 37 p. (In Russ.).

Mitropolit Ierofei (Vlakhos) (2013) Pravoslavnaia psikhoterapiia. Sergiev Posad, Izd-vo Sviato-Troitskoi Sergievoi Lavry. 368 p. (In Russ.).

Seneka (1977) Nravstvennye pis'ma k Lutsiliiu / prep. by S. A. Osherov. Moscow, Nauka. 383 p. (In Russ.).

Flavii Arrian (2007) Rukovodstvo Epikteta. In: Memnon. Issledovaniia i publikatsii po istorii antichnogo mira : transl. by A. Ia. Tyzhov; ed. by E. D. Frolov. St. Petersburg, Izd-vo SPb. gos. un-ta. Vol. 6. 680 p. Pp. 515–532. (In Russ.).

Epiktet (1995a) Aforizmy. In: Rimskie stoiki : Seneka. Epiktet. Mark Avrelii : collection. Moscow, Respublika. 463 p. Pp. 252–271. (In Russ.).

Epiktet (1995b) V chem nashe blago? In: Rimskie stoiki : Seneka. Epiktet. Mark Avrelii : collection. Moscow, Respublika. 463 p. Pp. 206–251. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.3.6

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru