Индивидуально-типические особенности позиций взаимодействия у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения

Вячеслав Алексеевич Ситаров, Владимир Георгиевич Маралов

Аннотация


Статья посвящена выявлению индивидуально-типических особенностей позиций взаимодействия у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения. Актуальность проблемы обусловлена значимостью формирования у будущих педагогов и психологов способности к ненасильственному взаимодействию со всеми будущими участниками образовательного процесса.

В исследовании 2017 г. приняли участие 112 студентов Московского гуманитарного и Череповецкого государственного университетов. Были использованы методы анализа, конкретизации, обобщения, типологизации; использовалась авторская методика выявления позиций взаимодействия у студентов, методы количественно-качественной обработки анализа результатов. На основе сочетания четырех позиций: принуждения, манипулирования, ненасилия и невмешательства — были выделены и описаны следующие типы студентов: «доминантно-агрессивный»; «манипулятивный»; «миролюбивый»; «пассивно-осторожный»; «доминантно-манипулятивный»; «доминантно-дружелюбный»; «доминантно-отчужденный»; «манипулятивно-сензитивный к людям»; «дружелюбно-смиренный»; «доминантно-компромиссный»; «манипулятивно-осторожный»; «эгоистический»; «противоречивый»; «неопределенный». Показаны преимущества и недостатки каждого типа для будущей профессиональной деятельности студентов. Оптимальным следует признать миролюбивый тип, а неоптимальным — доминантно-агрессивный тип.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе формирования способности к ненасильственному взаимодействию у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения.


Ключевые слова


позиция принуждения; позиция манипулирования; позиция ненасилия; позиция невмешательства; типы студентов; психолого-педагогическое сопровождение; высшее образование

Полный текст:

PDF

Литература


Амонашвили, Ш. А. (1986) В школу — с шести лет. М. : Педагогика. 176 с.

Бадоева, С. А., Грошева, М. А. (2015) Влияние стиля педагогического общения учителя на тревожность младшего школьника // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. Пятой всероссийской интернет-конференции / отв. ред. Е. В. Карпова. Ярославль : ЯрГПУ. 237 с. С. 29–32.

Березовин, Н. А., Коломинский, Я. Л. (1975) Учитель и детский коллектив. Минск : Изд-во БГУ. 160 с.

Глазков, А. В. (2012) Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля «полезависимость — поленезависимость» на примере педагогических работников // Вестник Бурятского университета. Спецвыпуск Д. С. 166–170.

Доценко, Е. Л. (2003) Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : Речь. 304 с.

Ковалев, Г. А. (1987) Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. № 3. С. 41–49.

Леонтьев, А. А. (1996) Педагогическое общение. М. ; Нальчик : Эль-Фа. 92 с.

Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2017) Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 131–146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9

Маралов, В.Г., Ситаров, В. А. (2018) Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 167–177. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.13

Подлиняев, О. Л. (2017) Стили педагогического взаимодействия и их психологические основания // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. Т. 19. С. 87–95.

Семенова, Ф. О., Узденова, А. М. (2012) Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте // Научный журнал КубГАУ. № 83 (09). С. 847–856.

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования (1989) / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М. : Педагогика. 208 с.

Хекхаузен, Х. (2003) Мотивация и деятельность. СПб. : Питер ; М. : Смысл. 860 с.

Шостром, Э. (2004) Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М. : Апрель-Пресс ; Изд-во Ин-та психотерапии. 190 с.

Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. (2008) Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер. 672 с.

REFERENCES

Amonashvili, Sh. A. (1986) V shkolu — s shesti let. Moscow, Pedagogika. 176 p. (In Russ.).

Badoeva, S. A. and Grosheva, M. A. (2015) Vliianie stilia pedagogicheskogo obshcheniia uchitelia na trevozhnost' mladshego shkol'nika. In: Realizatsiia standartov vtorogo pokoleniia v shkole: problemy i perspektivy : sb. nauch. st. Piatoi vserossiiskoi internet-konferentsii / ed. by E. V. Karpova. Iaroslavl', IarGPU. 237 p. Pp. 29–32. (In Russ.).

Berezovin, N. A. and Kolominskii, Ia. L. (1975) Uchitel' i detskii kollektiv. Minsk, Izd-vo BGU. 160 p. (In Russ.).

Glazkov, A. V. (2012) Vzaimosviaz' organizatsionnoi loial'nosti i kognitivnogo stilia «polezavisimost' — polenezavisimost'» na primere pedagogicheskikh rabotnikov. Vestnik Buriatskogo universiteta. Spetsvypusk D, pp. 166–170. (In Russ.).

Dotsenko, E. L. (2003) Psikhologiia manipuliatsii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita. Moscow, Rech'. 304 p. (In Russ.).

Kovalev, G. A. (1987) Tri paradigmy v psikhologii — tri strategii psikhologicheskogo vozdeistviia. Voprosy psikhologii, no. 3, pp. 41–49. (In Russ.).

Leont'ev, A. A. (1996) Pedagogicheskoe obshchenie. Moscow, Nal'chik, El'-Fa. 92 p. (In Russ.).

Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2017) Kharakteristika pozitsii vzaimodeistviia kak form vyrazheniia tsennostei prinuzhdeniia ili nenasiliia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 131–146. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.9 (In Russ.).

Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2018) Razrabotka diagnosticheskogo oprosnika po vyiavleniiu pozitsii vzaimodeistviia u studentov — budushchikh spetsialistov sfery psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 167–177. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.13 (In Russ.).

Podliniaev, O. L. (2017) Stili pedagogicheskogo vzaimodeistviia i ikh psikhologicheskie osnovaniia. Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia Psikhologiia, vol. 19, pp. 87–95. (In Russ.).

Semenova, F. O. and Uzdenova, A. M. (2012) Vliianie prokrastinatsii na razvitie ispolnitel'skoi deiatel'nosti v podrostkovom vozraste. Nauchnyi zhurnal KubGAU, no. 83 (09), pp. 847–856. (In Russ.).

Sem'ia v psikhologicheskoi konsul'tatsii: Opyt i problemy psikhologicheskogo konsul'tirovaniia (1989) / ed. by A. A. Bodalev and V. V. Stolin. Moscow, Pedagogika. 208 p. (In Russ.).

Khekkhauzen, Kh. (2003) Motivatsiia i deiatel'nost'. St. Petersburg, Piter, Moscow, Smysl. 860 p. (In Russ.).

Shostrom, E. (2004) Chelovek-manipuliator. Vnutrennee puteshestvie ot manipuliatsii k aktualizatsii. Moscow, Aprel'-Press, Izd-vo In-ta psikhoterapii. 190 p. (In Russ.).

Eidemiller, E. G. and Iustitskis, V. (2008) Psikhologiia i psikhoterapiia sem'i. St. Petersburg, Piter. 672 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.2.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru