Источниковедческие умения аспирантов в аспекте текстовой компетентности

Оксана Анатольевна Косинова

Аннотация


Реформа аспирантуры в российской системе образования подразумевает совершенствование содержания образования и способов преподавания на основе компетентностного подхода. Способность аспирантов самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность рассмотрена как ключевое умение, сообразное цели подготовки кадров высшей квалификации. Способности к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей, к проектированию и осуществлению научных исследований, в том числе междисциплинарных, владение методологией и методами исследования и другие компетенции рассмотрены как компоненты, представляющие собой различные стороны культуры научного исследования.

Текст научной работы выступает и как объект, и как результат познавательной деятельности аспирантов. Авторство в тексте рассматривается в качестве критерия познавательной самостоятельности обучаемых. Языковая компетентность и ее составляющая — текстовая компетентность представляют собой результаты формируемых умений, показатель личностной вовлеченности в научно-исследовательскую работу. Источниковедческие умения рассмотрены на материале дисциплины «Современные информационные и библиотечные ресурсы» как компонент текстовой компетентности обучающихся аспирантуры в единстве: текстовоспринимающей, интерпретационной, текстообразующей.

Раскрытию субъектности аспирантов в учебном взаимодействии способствует система учебных заданий, охватывающая все стороны проявления их индивидуальности. Гносеологический потенциал привлекаемых аспирантами документов раскрывается благодаря формируемым учебным действиям, базирующимся на структуре источниковедческого знания, с одной стороны, и содержательному наполнению самостоятельно выполняемых заданий — с другой. Системность заданий формируется с учетом структуры учебной деятельности, этапности в переходе от воспроизводящей к творческой деятельности, видов текстовой деятельности, структуры источниковедческого знания. Систему умений и навыков в самом общем плане определяют: виды учебной деятельности, объект учебной деятельности, совокупность компетенций.


Ключевые слова


кадры высшей квалификации; федеральный государственный образовательный стандарт; научное исследование; текстовая компетентность; источниковедческое умение; аспирантура

Полный текст:

PDF

Литература


Богданова (Симакова), Е. С. (2017) Работа над историзмами в ходе формирования умений текстовой деятельности старших школьников // Психолого-педагогический поиск. № 1 (41). С. 105–113.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники рос. истории : учеб. пособие для гуманит. спец. (1998) / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева ; Рос. гос. гуманит. ун-т; Ин-т «Открытое общество». М. : РГГУ. 701 с.

Косинова, О. А. (2015) Современные информационные и библиографические ресурсы : Раб. программа дисциплины. Б1.В.ДВ.1(1). Направление подготовки. 44.06.01 «Образование и пед. Науки». Направ. (профиль) подготовки — «Общая педагогика, история педагогики и образования». Квалификация. Исследователь. Преподаватель-исследователь. Форма обучения — очная, заочная. М. : МосГУ. 26 с.

Лаппо-Данилевский, А. С. (1920) Очеркъ русской дипломатики частныхъ актовъ. Лекции, чит. слушателям «Архивных курсов» при Петрогр. археол. ин-те в 1918 г. Петроград : Б. и., 2-я Гос. тип. [2], 188, [1] с.

Лернер, И. Я. (1981) Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика. 186 с.

Лотман, Ю. М. (2001) Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб. : Искусство-СПБ. 703 с.

Лукацкий, М. А. (2017) Образовательный дискурс: от иллюзорного понимания к реальному постижению // Психолого-педагогический поиск. № 1 (41). С. 15–28.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусный подход в гуманитарном знании // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 25 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с. С. 3–13.

Потебня, А. А. (1989) Слово и миф. М. : Правда. 622, [1] с.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». С изм. и доп. от 30 апреля 2015 г. (2014a) [Электронный ресурс] // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 10.07.2017).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 898 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». С изм. и доп. от 30 апреля 2015 г. (2014b) [Электронный ресурс] / Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 10.07.2017).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 899 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». С изм. и доп. от 30 апреля 2015 г. (2014c) [Электронный ресурс] / Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 10.07.2017).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 902 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». С изм. и доп. от 30 апреля 2015 г. (2014d) [Электронный ресурс] / Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 10.07.2017).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 904 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». С изм. и доп. от 30 апреля 2015 г. (2014e) [Электронный ресурс] / Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 10.07.2017).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 905 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 47.06.01 Философия, этика и религиоведение (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». С изм. и доп. от 30 апреля 2015 г. (2014f) [Электронный ресурс] / Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 10.07.2017).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2014 г. № 1038 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.06.01 Культурология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». С изм. и доп. от 30 апреля 2015 г. (2014g) [Электронный ресурс] / Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 10.07.2017).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1538 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». С изм. и доп. от 30 апреля 2015 г. (2014h) [Электронный ресурс] / Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 10.07.2017).

Прогностическая концепция целей и содержания образования (1994) / [Ю. Б. Алиев, В. Г. Богин, И. К. Журавлев и др.] ; под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М. : ИТПИМИО. 131 с.

Эльконин, Д. Б. (1989) Избранные психологические труды. М. : Педагогика. 560 с.

REFERENCES

Bogdanova (Simakova), E. S. (2017) Rabota nad istorizmami v khode formirovaniia umenii tekstovoi deiatel'nosti starshikh shkol'nikov. Psikhologo-pedagogicheskii poisk, no. 1 (41), pp. 105–113. (In Russ.).

Istochnikovedenie: Teoriia. Istoriia. Metod. Istochniki ros. istorii : ucheb. posobie dlia gumanit. spets. (1998) / I. N. Danilevskii, V. V. Kabanov, O. M. Medushevskaia and M. F. Rumiantseva. Moscow, RGGU. 701 p. (In Russ.).

Kosinova, O. A. (2015) Sovremennye informatsionnye i bibliograficheskie resursy : Rab. programma distsipliny. B1.V.DV.1(1). Napravlenie podgotovki. 44.06.01 «Obrazovanie i ped. Nauki». Naprav. (profil') podgotovki — «Obshchaia pedagogika, istoriia pedagogiki i obrazovaniia». Kvalifikatsiia. Issledovatel'. Prepodavatel'-issledovatel'. Forma obucheniia — ochnaia, zaochnaia. Moscow, MosGU. 26 p. (In Russ.).

Lappo-Danilevskii, A. S. (1920) Ocherk "russkoi diplomatiki chastnykh" aktov". Lektsii, chit. slushateliam «Arkhivnykh kursov» pri Petrogr. arkheol. in-te v 1918 g. Petrograd, B. i., 2-ia Gos. tip. [2], 188, [1] p. (In Russ.).

Lerner, I. Ia. (1981) Didakticheskie osnovy metodov obucheniia. Moscow, Pedagogika. 186 p. (In Russ.).

Lotman, Iu. M. (2001) Semiosfera. Kul'tura i vzryv. Vnutri mysliashchikh mirov. Stat'i. Issledovaniia. Zametki. St. Petersburg, Iskusstvo-SPB. 703 p. (In Russ.).

Lukatskii, M. A. (2017) Obrazovatel'nyi diskurs: ot illiuzornogo ponimaniia k real'nomu postizheniiu. Psikhologo-pedagogicheskii poisk, no. 1 (41), pp. 15–28. (In Russ.).

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusnyi podkhod v gumanitarnom znanii. In: Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury : sb. nauch. trudov. Vol. 25 / ed. by Vl. A. Lukov. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 160 p. Pp. 3–13. (In Russ.).

Potebnia, A. A. (1989) Slovo i mif. Moscow, Pravda. 622, [1] p. (In Russ.).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 30 iiulia 2014 g. № 897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 37.06.01 Psikhologicheskie nauki (uroven' podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii)». S izm. i dop. ot 30 aprelia 2015 g. (2014a). Koordinatsionnyi sovet uchebno-metodicheskikh ob"edinenii i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshei shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [online] Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (access date: 10.07.2017). (In Russ.).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 30 iiulia 2014 g. № 898 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 38.06.01 Ekonomika (uroven' podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii)». S izm. i dop. ot 30 aprelia 2015 g. (2014b) / Koordinatsionnyi sovet uchebno-metodicheskikh ob"edinenii i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshei shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [online] Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (access date: 10.07.2017). (In Russ.).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 30 iiulia 2014 g. № 899 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 39.06.01 Sotsiologicheskie nauki (uroven' podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii)». S izm. i dop. ot 30 aprelia 2015 g. (2014c) / Koordinatsionnyi sovet uchebno-metodicheskikh ob"edinenii i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshei shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [online] Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (access date: 10.07.2017). (In Russ.).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 30 iiulia 2014 g. № 902 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 44.06.01 Obrazovanie i pedagogicheskie nauki (uroven' podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii)». S izm. i dop. ot 30 aprelia 2015 g. (2014d) / Koordinatsionnyi sovet uchebno-metodicheskikh ob"edinenii i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshei shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [online] Available at:: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (access date: 10.07.2017). (In Russ.).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 30 iiulia 2014 g. № 904 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 46.06.01 Istoricheskie nauki i arkheologiia (uroven' podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii)». S izm. i dop. ot 30 aprelia 2015 g. (2014e) / Koordinatsionnyi sovet uchebno-metodicheskikh ob"edinenii i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshei shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [online] Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (access date: 10.07.2017). (In Russ.).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 30 iiulia 2014 g. № 905 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 47.06.01 Filosofiia, etika i religiovedenie (uroven' podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii)». S izm. i dop. ot 30 aprelia 2015 g. (2014f) / Koordinatsionnyi sovet uchebno-metodicheskikh ob"edinenii i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshei shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [online] Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (access date: 10.07.2017). (In Russ.).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 22 avgusta 2014 g. № 1038 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 51.06.01 Kul'turologiia (uroven' podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii)». S izm. i dop. ot 30 aprelia 2015 g. (2014g) / Koordinatsionnyi sovet uchebno-metodicheskikh ob"edinenii i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshei shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [online] Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (access date: 10.07.2017). (In Russ.).

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 5 dekabria 2014 g. № 1538 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 40.06.01 Iurisprudentsiia (uroven' podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii)». S izm. i dop. ot 30 aprelia 2015 g. (2014h) / Koordinatsionnyi sovet uchebno-metodicheskikh ob"edinenii i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshei shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia [online] Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (access date: 10.07.2017). (In Russ.).

Prognosticheskaia kontseptsiia tselei i soderzhaniia obrazovaniia (1994) / [Iu. B. Aliev, V. G. Bogin, I. K. Zhuravlev i dr.] ; ed. by I. Ia. Lerner and I. K. Zhuravlev. Moscow, ITPIMIO. 131 p. (In Russ.);

El'konin, D. B. (1989) Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow, Pedagogika. 560 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.1.14

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru