Образовательный опыт как понятие социологии

Нина Анатольевна Селиверстова

Аннотация


Статья посвящена введению в научный оборот понятия «образовательный опыт». Автор аргументирует это тем, что в современном обществе образование становится сферой повседневной деятельности людей.

В трактовке автора образовательный опыт — это переживания, возникающие в результате социальных взаимодействий между учеником — учителем, учеником — учеником, учеником — группой по поводу обучения в образовательных организациях и опосредованных социальных взаимодействий (самообразования).

Осознанные переживания субъекта по поводу его знаний, умений, навыков, сами знания, умения, навыки, отношение к образованию, интериоризированные формальные и неформальные нормы, правила института образования составляют ядро образовательного опыта. К полупериферии данного опыта относятся типизированные способы взаимодействия с учителем, учеником, группой учеников как Другими и способы обучения, приобретающие в процессе обучения характер социальных практик (привычки учиться определенными способами); к периферии — типизированные контакты с Другими, обеспечивающими учебный процесс; обучающимися в параллельных группах; представления об образовательном пространстве и т. д.

Ядро образовательного опыта рассматривается в связи с социальными взаимодействиями в образовательных организациях, способами обучения и самообразованием; выявляется специфика типизированных взаимодействий в образовательных организациях. Акцент делается на то, что социальные взаимодействия ученика с учителем, учеником, группой учеников, как и знания, умения, навыки, полученные в ходе данных процессов, способны изменить его установки и модели поведения.


Ключевые слова


образовательный опыт; осознанные переживания; понятие социологии; опыт; ядро образовательного опыта; социальные взаимодействия

Полный текст:

PDF

Литература


Бергер, П. Л., Бергер, Б. (2004) Социология: Биографический подход // Личностно ориентированная социология / пер. с англ. В. Ф. Анурина. М. : Академический проект. 608 с. С. 25–397.

Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М. : Academia-Центр ; Медиум. 323 с.

Вилюнас, В. К. (1984) Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. : Изд-во Моск. ун-та. 288 с. С. 3–28.

Горшков, М. К., Ключарев, Г. А. (2011) Непрерывное образование в контексте модернизации. М. : ИС РАН ; ФГНУ ЦСИ. 232 с.

Зборовский, Г. Е. (2012) Образовательное знание как проблема социологии // Социологические исследования. № 2. С. 12–20.

Изард, К. Э. (1999) Психология эмоций : пер. с англ. СПб : Питер. 464 с.

Кравченко, С. А. (2011) Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М. : МГИМО-Университет. 408 с.

Лекторский, В. А. (2010) Опыт // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Степина. М. : Мысль. Т. 3. 692, [2] с. С. 158–159.

Опыт (2006) // Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М. : ИНФРА-М. 576 с. С. 320.

Опыт (2010) // Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. Ростов н/Д : Феникс. 562, [2] с. С. 291.

Панов, В. Г. (1983) Опыт // Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М. : Советская энциклопедия. 840 с. С. 462–463.

Селиверстова, Н. А. (2011) Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 213–217.

Селиверстова, Н. А., Мельман, В. (2014) Экстернат как опыт подготовки школьников к поступлению в вуз // Высшее образование для XXI века : XI Междунар. науч. конф. Москва, 27–29 ноября 2014 г. : доклады и материалы. Секция 2. Социология образования / отв. ред. Н. А. Селиверстова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 101 с. С. 70–76.

Социологическая энциклопедия (2003) : в 2 т. / рук. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль. Т. 2. 863 с.

Тощенко, Ж. Т. (2009a) Категории социологии // Тезаурус социологии : тематический слов.-справ. / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 487 с. С. 48–51.

Тощенко, Ж. Т. (2009b) Понятия социологии (логическая структура) // Тезаурус социологии : тематический слов.-справ. / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 487 с. С. 52–55.

Тощенко, Ж. Т. (2009c) Когда возникла социология // Тезаурус социологии : тематический слов.-справ. / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 487 с. С. 13–22.

Щюц, А. (2004) Методология социальных наук // Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом : пер. с нем. и англ. М. : РОССПЕН. 1056 с. С. 7–147.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.8

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru