«Женский мир» в советском плакате 1910–1930-х годов: эволюция мифологических конструктов
Аннотация
В статье анализируется репрезентация типологии женской образности в русском плакате 1900–1930-х годов в динамике массового сознания эпохи. Основные женские типы — «героический», «традиционный (деметрианский)» и «венерианский (роковой)» — изменяются и обновляются, формируясь в систему мифов-идеологем и репрезентуются в массовой культуре и искусстве. На обширном материале анализируются доминирующие в зависимости от русской историко-культурной ситуации типы и мифосемиотические основы их функционирования и репрезентации в плакатном искусстве.
Каждый из типов формируется системой идеологем, опирающихся на мифологические конструкты массовой культуры, что последовательно и упрощенно отражается в «плакатном» тексте как наиболее динамично отзывающемся на вызовы времени. «Традиционный (деметрианский)» тип, реализованный в традиционных ролях жены и матери, после революции теряет свои позиции на фоне актуализации «героического» типа и возвращается к 1930-м, олицетворяя вегетативную основу жизни и иллюстрируя поворот к стабильности, производству, созиданию. «Венерианский» тип не входит в официальный дискурс первого периода советской власти и проявляется как объект сатиры в годы нэп, однако с развитием системы производства и потребления ограниченно используется в рекламе товаров. «Героический» тип со сменой политического строя выходит на первый план, трансформируясь от аскетичного образа революционной героини к синтетическому образу советской женщины, сочетающей роли матери, героини труда и привлекательной женщины, заимствуя и сочетая определенные характеристики трех базовых типов.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Вашик, К., Бабурина, Н. (2004) Искусство русского плаката XX века. Реальность утопии. М. : Прогресс-Традиция. 416 с.
Гюнтер, Х. (2000) Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон / под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб. : Академический проект. 1036 с. С. 743–784.
Дашкова, Т. (2013) Телесность — Идеология — Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность. М. : Новое литературное обозрение. 256 с.
Деготь, Е. (2000) Русское искусство XX века. М. : Трилистник. 224 с.
Костина, А. В. (2003) Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М. : Издательство Московской гуманитарно-социальной академии. 352 с.
Лотман, Ю. М. (2015) Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб. : Азбука ; Азбука-Аттикус. 544 с.
Некрасова, Е. С. (2002) Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве // Studia culturae. Studia culturae. Вып. 2. C. 179–188.
Туровская, М. (2003) Blow up, или Герои безгеройного времени — 2. М. : Издательство «МИК». 288 с.
Хлопонина, О. О. (2014) Женский мир в русской культуре рубежа XIX–XX вв.: типологические характеристики и художественная репрезентация // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 7. С. 19–24.
Хлопонина, О. О. (2016) Архетипические модели художественной репрезентации женских типов в русской массовой культуре 1920-х годов // Вопросы культурологии. № 9. С. 30–34.
Хлопонина, О. О. (2017) Трансформация женской образности в советском кинематографе 1920–1930-х гг. // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 140–151.
REFERENCES
Vashik, K. and Baburina, N. (2004) Iskusstvo russkogo plakata XX veka. Real'nost' utopii. Moscow, Progress-Tradicion Publ. 416 p. (In Russ.).
Günther, H. (2000) Arhetipy sovetskoj kul'tury. In: Socrealisticheskij kanon. Ed. by Günther H. and Dobrenko Y. St. Petersburg, Academic Project Publ. 1036 p. Pp. 743–784. (In Russ.).
Dashkova, T. (2013) Telesnost' — Ideologiia — Kinematograf: Vizual'nyi kanon i sovetskaia povsednevnost'. Moscow, New Literary Review Publ. 256 p. (In Russ.).
Degot', E. (2000) Russkoe iskusstvo XX veka. Moscow, Shamrock Publ. 224 p. (In Russ.).
Kostina, A. V. (2003) Massovaja kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshhestva. Moscow, Moscow Social-humanitarian Academy Publ. 352 p. (In Russ.).
Lotman, Iu. M. (2015) Besedy o russkoi kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvorianstva (XVIII — nachalo XIX veka). St. Petersburg, Azbuka, Azbuka-Attikus. 544 p. (In Russ.).
Nekrasova, E. S. (2002) Mifologicheskie konstrukcii v sovetskoj kul'ture i iskusstve. Al'manah «Studia culturae». St. Petersburg, St-Petersburg Philosophy Society Publ. No.2. pp. 179–188. (In Russ).
Turovskaja, M. (2003) Blow up, ili Geroi bezgerojnogo vremeni — 2. Moscow: «MIK» Publ. 288 p. (In Russ).
Khloponina, O. O. (2016) Arkhetipicheskie modeli khudozhestvennoi reprezentatsii zhenskikh tipov v russkoi massovoi kul'ture 1920-kh godov. Voprosy kul'turologii, no 9, Pp. 30–34. (In Russ.).
Khloponina, O. O. (2014) Zhenskij mir v russkoj kul'ture rubezha XIX–XX vv.: tipologicheskie harakteristiki i hudozhestvennaja reprezentacija. Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. No 7. Pp. 19–24. (In Russ).
Khloponina, O. O. (2017) Transformacija zhenskoj obraznosti v sovetskom kinematografe 1920–1930-h gg. Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 140–151. (In Russ).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.4.25
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/