Идея органицизма в современных исследованиях человека и общества

Григорий Юрьевич Канарш

Аннотация


Обращение к исследованию идей органицизма в современных науках о человеке и обществе, предпринятое в данной статье, продиктовано двумя важными, с точки зрения автора, обстоятельствами.

Во-первых, органицизм представляет собой оригинальный естественно-научный подход, имеющий давнее происхождение (начиная с Античности), и как таковой он является родственным естественно-научному подходу характерологической креатологии (который развивается автором данной статьи). По этой причине исследование основных идей органицизма позволяет прояснить некоторые ключевые интенции характерологической креатологии. Во-вторых, методология органицизма активно используется и развивается в последние годы отечественными исследователями — философами, социологами, политологами. Отчасти это связано с наметившимся в последние годы «консервативным поворотом» внутри российского общества, но также имеет свои причины в закономерностях эволюции глобального социума.

Имея ряд предшественников и отцов-основателей в философии Нового и Новейшего времени (европейские и русские консерваторы, позитивистская социология Г. Спенсера и др.), органицизм свое подлинное начало получает в философском натурализме Аристотеля. С опорой на исследования отечественных ученых советского и постсоветского времени (А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи, К. С. Хруцкого) рассматривается существо органицистских воззрений Аристотеля, в частности особое значение в его философии внутренней (имманентной) причинности для понимания процессов развития. Вслед за К. С. Хруцким отмечается близость естественно-научных воззрений Стагирита классической русской (российской) естественно-научной школе, делается вывод о параллелях между некоторыми идеями классической естественно-научной характерологии (и характерологической креатологии) и идеями органицизма.

Особое внимание уделено социальным проекциям органицизма, рассмотренным на материале современных российских исследований в области социальных наук. Приводятся три примера использования органицистской методологии в анализе: 1) феномена новгородского вече (К. С. Хруцкий и А. В. Карпов); 2) состояния современного российского общества и государства (Р. И. Соколова); 3) феномена русской артели (В. В. Аверьянов и др.). Делается вывод о методологической и мировоззренческой значимости органицизма для исследования современных процессов развития.


Ключевые слова


органицизм; органическая теория общества; натурализм; естественно-научный подход; Аристотель; Герберт Спенсер; консерватизм; характерологическая креатология; биокосмология; неоаристотелизм

Полный текст:

PDF

Литература


Аверьянов, В. В. (2014) Русская артель. Невостребованный опыт: из прошлого в будущее? [Электронный ресурс] // Свободная мысль. № 3 (1645). С. 107–124. URL: http://intelros.ru/pdf/svobodnay_misl/2014_03/9.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.03.2015).

Аверьянов, В. В., Венедиктов, В. Ю., Козлов, А. В. (2014) Артель и артельный человек / сост., введение В. В. Аверьянова ; отв. ред. О. А. Платонов. М. : Ин-т русской цивилизации. 688 с. URL:: http://rusinst.ru/docs/books/Artel_i_artelnyi_chelovek.pdf [архивировано в WebCite] (accessed 5.05.2015).

Бурно, М. Е. (2008) О характерах людей (психотерапевтическая книга). 3-е изд., испр. и доп. М. : Академический проект ; Фонд «Мир». 639 с.

Бурно, М. Е. (2012) О самом главном в Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно (ТТСБ) сегодня // Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). 4-е изд., испр. и доп. М. : Академический проект ; Альма Матер. 487 с. С. 437–467.

Волков, П. В. (2013) Психологический лечебник: Разнообразие человеческих миров. М. : Этерна. 640 с.

Жизнеспособность Российского государства как философско-политическая проблема (2006) / отв. ред. В. Н. Шевченко. М. : ИФ РАН. 152 с.

Канарш, Г. Ю. (2012) Об одном из вариантов естественно-научного подхода в социальном знании (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 70–77.

Лосев, А. Ф., Тахо-Годи, А. А. (2005) Платон. Аристотель. 3-е изд., испр. и доп. М. : Молодая гвардия. 392 [8] с.

Луков, В. А. (2011) Органицизм и биосоциология: их связь в свете тезаурусного подхода // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 22 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 100 с. С. 22–37.

Психотерапия здоровых. Психотерапия России. Практическое руководство по характерологической креатологии (2015) / сост. и отв. ред. Г. Ю. Канарш ; общ. ред. М. Е. Бурно. М. : Ин-т консультирования и системных решений. 744 с.

Соколова, Р. И. (2014) Зачем России нужна идеология? // Социально-исторические и идейные основы современного российского государства / отв. ред. В. Н. Шевченко. М. : ИФ РАН. 221 с. С. 57–111.

Хруцкий, К. С. (2010) О Биокосмологии, Аристотелизме и перспективах становления универсальной науки и философии [Электронный ресурс] // Biocosmology — Neo-Aristotelism. Т. 1. № 1. С. 18–33. URL: http://biocosmology.ru/elektronnyj-zurnal-biokosmologia-biocosmology-neo-aristotelism/Редакторскаястатья.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.03.2015).

Хруцкий, К. С., Карпов, А. В. (2014) Новгородское вече — к вопросу об изменении методологии изучения ключевого для российской истории феномена: альтернатива биокосмологического подхода [Электронный ресурс] // Biocosmology — Neo-Aristotelism. Т. 4. № 4. С. 502–540. URL: http://sites.google.com/site/biocosmologyneoaristotelism/home/vol-4-no-4-autumn-2014/912.Khroutski%26Karpov.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.05.2015).

Шапиро, И. (2004) Моральные основания политики / пер. с англ. Е. В. Малаховой, И. В. Борисовой под ред. В. С. Малахова ; отв. ред. Б. Г. Капустин. М. : КДУ. 304 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.6

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru