Использование метода проблемного обучения в преподавании теоретических лингвистических дисциплин
Аннотация
В статье обосновывается необходимость использования метода проблемного обучения в преподавании теоретических лингвистических дисциплин. Подчеркивается место данного метода в развитии мышления студентов и достижении ими лучшего понимания учебного материала.
Выделены главные условия эффективности проблемного обучения: мотивация студентов, посильность и значимость предлагаемых студентам проблемных ситуаций, диалогическое доброжелательное общение преподавателя со студентами. Показаны основные этапы технологии проведения проблемной лекции и проблемного семинара для студентов Гуманитарно-прикладного института Национального исследовательского университета «МЭИ». В качестве примера приведены фрагменты лекции и семинара по теме «Гипотезы происхождения языка» дисциплины «Основы языкознания».
Предложена методика создания проблемных ситуаций: выявление противоречий, сталкивание противоположных точек зрения, сопоставление фактов, рассмотрение проблемы с разных точек зрения, обобщение, конкретизация фактов и т.д. Особое внимание уделяется разным видам диалогического общения: внутреннему диалогу студентов в ходе лекции и живому диалогическому общению на семинаре. Текущий контроль знаний включает оценку докладов, устных ответов студентов, выполнение заданий на заполнение таблиц, составление схем, а также чтение первоисточников с последующим комментированием и выполнением заданий к тексту.
Делается вывод об эффективности применения метода проблемного обучения в преподавании теоретических лингвистических дисциплин.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Васильева, Е. Н. (2014) Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 89–94.
Дьюи, Д. (1997) Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. М. : Совершенство. 208 с.
Ильинский, И. М. (2014) «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. № 1. C. 5–17.
Лернер, И. Я. (1981) Дидактические основы методов обучения. М. : Просвещение. 256 с.
Матюшкин, А. М. (1972) Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика. 208 с.
Матюшкин, А. М. (1982) Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. № 4. С. 5–17.
Махмутов, М. И. (1967) Проблемное обучение в опыте передовых учителей Татарии // Народное образование. № 4. C. 2–16.
Махмутов, М. И. (1975) Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М. : Педагогика. 368 c.
Нуруллова, А. А. (2013) Ономатопея в английском, русском и немецком языках : автореф. дис. … канд. филол. наук. М. 19 с.
Реформатский, А. А. (2003) Введение в языковедение. М. : Аспект Пресс. 536 с.
Розанова, Я. В. (2012) Использование метода проблемного обучения на занятиях по иностранному языку в вузах технического профиля // Педагогический журнал. № 5–6. С. 18–30.
Рубинштейн, С. Л. (1989) Основы общей психологии : в 2 т. М. : Педагогика. Т. 1. 485 с.
Самчук, М. М., Самчук, А. А. (2006) Некоторые аспекты проблемного метода обучения отечественной истории // Актуальные вопросы профессионального образования. № 8. С. 150–151.
Скопин, И. Н. (2011) Проблемные задачи при изучении общих методов информатики и программирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. № 4. С. 21–33.
Смолкин, А. М. (1991) Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. М. : Высшая школа. 176 с.
Якушин, Б. В. (1984) Гипотезы о происхождении языка. М. : Наука. 136 с.
REFERENSES
Vasil'eva, E. N. (2014) Metod problemnogo obucheniia v prepodavanii filosofii studentam vuza negumanitarnogo profilia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 89–94. (In Russ.).
D'iui, D. (1997) Psikhologiia i pedagogika myshleniia / transl. from Engl. by N. M. Nikol'skaya. Moscow, Sovershenstvo. 208 p. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2014) «Znanie — ponimanie — umenie» kak formula perspektivnoi nauchnoi i obrazovatel'noi politiki. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 5–17. (In Russ.).
Lerner, I. Ia. (1981) Didakticheskie osnovy metodov obucheniia. Moscow, Prosveshchenie. 256 p. (In Russ.).
Matiushkin, A. M. (1972) Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii. Moscow, Pedagogika. 208 p. (In Russ.).
Matiushkin, A. M. (1982) Psikhologicheskaia struktura, dinamika i razvitie poznavatel'noi aktivnosti. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 5–17. (In Russ.).
Makhmutov, M. I. (1967) Problemnoe obuchenie v opyte peredovykh uchitelei Tatarii. Narodnoe obrazovanie, no. 4, pp. 2–16. (In Russ.).
Makhmutov, M. I. (1975) Problemnoe obuchenie. Osnovnye voprosy teorii. Moscow, Pedagogika. 368 p. (In Russ.).
Nurullova, A. A. (2013) Onomatopeia v angliiskom, russkom i nemetskom iazykakh : Thesis of Dis. Moscow. 19 p. (In Russ.).
Reformatskii, A. A. (2003) Vvedenie v iazykovedenie. Moscow, Aspekt Press. 536 p. (In Russ.).
Rozanova, Ia. V. (2012) Ispol'zovanie metoda problemnogo obucheniia na zaniatiiakh po inostrannomu iazyku v vuzakh tekhnicheskogo profilia. Pedagogicheskii zhurnal, no. 5–6, pp. 18–30. (In Russ.).
Rubinshtein, S. L. (1989) Osnovy obshchei psikhologii : in 2 vol. Moscow, Pedagogika. Vol. 1. 485 p. (In Russ.).
Samchuk, M. M., Samchuk, A. A. (2006) Nekotorye aspekty problemnogo metoda obucheniia otechestvennoi istorii. Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovaniia, no. 8, pp. 150–151. (In Russ.).
Skopin, I. N. (2011) Problemnye zadachi pri izuchenii obshchikh metodov informatiki i programmirovaniia. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Informatizatsiia obrazovaniia, no. 4, pp. 21–33. (In Russ.).
Smolkin, A. M. (1991) Metody aktivnogo obucheniia: nauch.-metod. posobie. Moscow, Vysshaia shkola. 176 p. (In Russ.).
Iakushin, B. V. (1984) Gipotezy o proiskhozhdenii iazyka. Moscow, Nauka. 136 p. (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.4.20
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/