Трансгуманистические представления о человеке в современном антропологическом дискурсе

Вячеслав Александрович Долин

Аннотация


В статье исследуются философско-антропологические основания трансгуманизма и дается оценка их значения для сциентистской антропологии и современного антропологического дискурса в целом. Методологической основой анализа выступает диалог платоновской и аристотелевской традиций в философской антропологии, а также триада «структура — функционирование — развитие».

Философские основания трансгуманизма сформулированы в трех тезисах: человек есть разум; человек есть существо открытое, способное изменить собственную природу; конечная цель изменения человека — достижение состояния сверхчеловека. Тезисы оцениваются с биоконсервативных позиций.

В целом для трансгуманизма человек есть разум, который может и должен изменить себя (технологическими средствами). Подобное понимание человека есть сциентистский платонизм. Отрицание трансгуманизмом представлений о биосоциальной природе человека фундируется стремлением отвергнуть центральный тезис аристотелизма в философской антропологии: человек есть двуединство души и тела, которые неравноценны, но одинаково необходимы для формирования природы человека.

В контексте сциентистской антропологии трансгуманизм выступает как принципиальный оппонент биоконсерватизма, который стремится сохранить «естественного человека». В современном антропологическом дискурсе трансгуманизм представляет собой диалектическое возвращение сциентистско-метафизического платонизма русского космизма. Вероятно, что и в данном случае технократический оптимизм окажется не вполне обоснованным.

В концептуальном аспекте трансгуманистическая антропология есть «рафинированный платонизм», отвергающий аристотелистскую традицию постижения человека. Возникновение трансгуманизма в современном антропологическом дискурсе является закономерным. Обосновывается вывод о возможности критического пересмотра антропологических оснований трансгуманизма. Его основой станет продуктивный и взаимообогащающий диалог трансгуманистической антропологии с аристотелистской традицией в понимании человека.

Ключевые слова


трансгуманизм; биоконсерватизм; природа человека; сущность человека; платонизм; аристотелизм; сверхчеловек; NBIC-конвергенция; конвергентные технологии; постчеловек

Полный текст:

PDF

Литература


Аршинов, В. И. (2013) Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистические преобразования в контексте парадигмы сложностности // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М. : Издательство МБА. С. 94–106.

Барышников, П. Н. (2013) Типология бессмертия в теоретическом поле французского трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М. : Издательство МБА. С. 203–227.

Бубер, М. (1995) Проблема человека // Два образа веры / под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лёзова. М. : Республика. С. 158–232.

Вальверде, К. (2000) Философская антропология. М. : Христианская Россия. 411 с.

Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция (2013) / под ред. Д. И. Дубровского. М. : Издательство МБА. 272 с.

Гуревич, П. С. (2012) Технологии свихнувшегося разума // Человек и его будущее: Новые технологии и возможности человека / отв. ред. Л. Г. Белкина. М. : ЛЕНАНД. С. 355–372.

Гуревич, П. С. (2013) Векторы современного постижения человека // Философский журнал. № 2. С. 95–106.

Дёмин, И. В. (2013) Гуманизм и трансгуманизм: проблема соотношения // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М. : Издательство МБА. С. 193–202.

Дубровский, Д. И. (2013) Природа человека, антропологический кризис и кибернетическое бессмертие // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М. : Издательство МБА. С. 237–252.

Желнин, А. И. (2016) Идея «биологической недостаточности» человека как фундамент трансгуманизма и ее критический анализ // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. № 3 (250). С. 86–92.

Койре, А. (1985) Платонизм и аристотелизм в средневековой философии // Койре, А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М. : Прогресс. С. 51–73.

Кутырев, В. А. (2011) Время Mortido // Вопросы философии. № 7. С. 18–29.

Латур, Б. (2006) Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 240 с.

Луков, В. А. (2017) Трансгуманизм // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 245–252. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.20.

Магомедов, К. М. (2014) Случайность — это характеристика объективных процессов или феномен человеческой экзистенции? // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 1. С. 52–54.

Назаретян, А. П. (2013) Мировоззренческая перспектива планетарной цивилизации // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М. : Издательство МБА. С. 26–48.

Нестеров, А. Ю. (2013) Проблема человека в свете идеологии эволюционного трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М. : Издательство МБА. С. 183–192.

Ницше, Ф. (2014) Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. СПб. : Лениздат ; «Команда А». 352 с.

Платон (1990) Алкивиад I, 130с // Платон. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль. Т. 1. С. 220–267.

Платон (1993) Федон, 82е. // Платон. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль. Т. 2. С. 7–80.

Фукуяма, Ф. (2004) Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции : пер. с англ. М. : АСТ, ЛЮКС. 349 с.

Хабермас, Ю. (2002) Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М. : Весь мир. 144 с.

Человек и его будущее: Новые технологии и возможности человека (2012) / отв. ред. Л. Г. Белкина. М. : ЛЕНАНД. 496 с.

Черникова, И. В. (2016) Сохранение природы человека как глобальная проблема современности // Вопросы философии. № 9. С. 36–43.

Шеффер, Ж.-М. (2010) Конец человеческой исключительности. М. : Новое литературное обозрение. 392 с.

Щербаков, В. П. (2016) От техник тела к техникам разума // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. № 3. С. 118–126.

Эпштейн, М. Н. (2009) Творческое исчезновение человека // Философские науки. № 2. С. 91–105.

REFERENCES

Arshinov, V. I. (2013) Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskie preobrazovaniia v kontekste paradigmy slozhnostnosti. In: Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaia evoliutsiia / ed. by D. I. Dubrovsky. Moscow, MBA Publ. Рp. 94–106. (In Russ.).

Baryshnikov, P. N. (2013) Tipologiia bessmertiia v teoreticheskom pole frantsuzskogo transgumanizma. In: Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaia evoliutsiia / ed. by D. I. Dubrovsky. Moscow, MBA Publ. Pp. 203–227. (In Russ.).

Buber, M. (1995) Problema cheloveka. In: Dva obraza very / ed. by P. S. Gurevich, S. Ia. Levit and S. V. Lezov. Moscow, Republic Publ. Pp. 158–232. (In Russ.).

Val'verde, K. (2000) Filosofskaia antropologiia. Moscow, Christian Russia Publ. 411 p. (In Russ.).

Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaia evoliutsii (2013) / ed. by D. I. Dubrovsky. Moscow, MBA Publ. 272 p. (In Russ.).

Gurevich, P. S. (2012) Tekhnologii svikhnuvshegosia razuma. In: Chelovek i ego budushchee: Novye tekhnologii i vozmozhnosti cheloveka / ed. by L. G. Belkina. Moscow, LENAND Publ. Pp. 355–372. (In Russ.).

Gurevich, P. S. (2013) Vektory sovremennogo postizheniia cheloveka. Filosofskii zhurnal, no. 2, pp. 95–106. (In Russ.).

Demin, I. V. (2013) Gumanizm i transgumanizm: problema soot-nosheniia. In: Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaia evoliutsiia / ed. by D. I. Dubrovsky. Moscow, MBA Publ. Pp. 193–202. (In Russ.).

Dubrovskii, D. I. (2013) Priroda cheloveka, antropologicheskii krizis i kiberneticheskoe bessmertie. In: Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaia evoliutsiia / ed. by D. I. Dubrovsky. Moscow, MBA Publ. Pp. 237–252. (In Russ.).

Zhelnin, A. I. (2016) Ideia «biologicheskoi nedostatochnosti» cheloveka kak fundament transgumanizma i ee kriticheskii analiz. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, no. 3 (250), pp. 86–92. (In Russ.).

Koyre, A. (1985) Platonizm i aristotelizm v srednevekovoi filosofii. In: Koyre A. Ocherki istorii filosofskoi mysli: O vliianii filosofskikh kontseptsii na razvitie nauchnykh teorii. Moscow, Progress Publ. Pp. 51–73. (In Russ.).

Kutyrev, V. A. (2011) Vremia Mortido. Voprosy filosofii, no. 7, pp. 18–29. (In Russ.).

Latur, B. (2006) Novogo Vremeni ne bylo. Esse po simmetrichnoi antropologii. St. Petersburg, The Publishing House of the European University in St. Petersburg. 240 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2017) Transgumanizm. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 245–252. (In Russ.). (IN Russ.). DOI: 10.17805/zpu.2017.1.20.

Magomedov, K. M. (2014) Sluchainost' — eto kharakteristika ob"ektivnykh protsessov ili fenomen chelovecheskoi ekzistentsii? Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, no. 1, pp. 52–54. (In Russ.).

Nazaretian, A. P. (2013) Mirovozzrencheskaia perspektiva planetarnoi tsivilizatsii. In: Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaia evoliutsiia / ed. by D. I. Dubrovskу. Moscow, MBA Publ. Pp. 26–48. (In Russ.).

Nesterov, A. Iu. (2013) Problema cheloveka v svete ideologii evoliutsionnogo transgumanizma. In: Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaia evoliutsiia / ed. by D. I. Dubrovsky. Moscow, MBA Publ. Pp. 183–192. (In Russ.).

Nitsshe, F. (2014) Tak govoril Zaratustra. Kniga dlia vsekh i ni dlia kogo. St. Petersburg, Lenizdat Publ., Team A Publ. 352 p. (In Russ.).

Platon. (1990) Alkiviad I, 130s. In: Sobranie sochinenii : in 4 vol. Moscow, The idea Publ. Vol. 1. Pp. 220–267. (In Russ.).

Platon. (1993) Fedon, 82e. In: Sobranie sochinenii : in 4 vol. Moscow, The idea Publ. Vol. 2. Pp. 7–80. (In Russ.).

Fukuiama, F. (2004) Nashe postchelovecheskoe budushchee: Posledstviia biotekhnologicheskoi revoliutsii. Moscow, AST Publ., Luxe Publ. 349 p. (In Russ.).

Khabermas, Iu. (2002) Budushchee chelovecheskoi prirody. Na puti k liberal'noi evgenike? Moscow, All world Publ. 144 p. (In Russ.).

Chelovek i ego budushchee: Novye tekhnologii i vozmozhnosti cheloveka (2012) / ed. by L. G. Belkina. Moscow, LENAND Publ. 496 p. (In Russ.).

Chernikova, I. V. (2016) Sokhranenie prirody cheloveka kak glo-bal'naia problema sovremennosti. Voprosy filosofii, no. 9, pp. 36–43. (In Russ.).

Sheffer, Zh.-M. (2010) Konets chelovecheskoi iskliuchitel'nosti. Moscow, New literary review Publ. 392 p. (In Russ.).

Shcherbakov, V. P. (2016) Ot tekhnik tela k tekhnikam razuma. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, no. 3, pp. 118–126. (In Russ.).

Epshtein, M. N. (2009) Tvorcheskoe ischeznovenie cheloveka. Filosofskie nauki, no. 2, pp. 91–105. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.4.12

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru