Возможности сетевой формы реализации образовательных программ в создании психологически безопасной образовательной среды школы
Аннотация
Статья содержит комплексный обзор составляющих понятия «психологически безопасная образовательная среда». Рассматриваются возможности сетевой формы реализации образовательных программ в создании психологически безопасной образовательной среды школы. Описываются несколько вариантов реализации сетевой формы: интеграция образовательных программ; использование ресурсов иных организаций. Анализируются прикладные аспекты эффективного использования ресурсов сторонних организаций посредством выделения нескольких моделей сетевой формы взаимодействия: взаимопроникновение отдельных модулей образовательных программ организаций-партнеров; виртуальная академическая мобильность, индивидуальный выбор содержания и форм образовательного процесса; сочетание многоуровневой подготовки, т. е. сочетание фундаментальной и специализированной подготовки через взаимодействие вуза — предприятия, школы – академического института – предприятия. Сетевая форма реализации школьных образовательных программ требует больших временных, финансовых и других затрат.
Описывается практический опыт одной из образовательных организаций г. Москвы — ГБОУ «Школа № 2053». Под сетевой структурой участники реализуемого школой проекта «Повышение качества образования через деятельностный подход в сетевом взаимодействии» понимают взаимопроникновение образовательных сред, основанное на деятельностном подходе и постоянной коммуникации всех участников образовательного процесса. Авторы делают вывод, что сетевое взаимодействие состоит из нескольких важных элементов: взаимодействия, коммуникации и погружения в деятельность. В практике конкретных образовательных учреждений создание и поддержание психологически безопасной образовательной среды обеспечивается организационно-педагогическими условиями формирования и развития личности, совершенствования ее качеств, развития способностей, дарований, индивидуальных особенностей.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (2012) [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 12.06.2017).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.06.2017).
Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та. 339 с.
Баева, И. А. (2002a) Психологическая безопасность образовательной среды (теоретические основы и технологии создания) : дис. ... д-ра психол. наук. СПб. 340 с.
Баева, И. А. (2002b) Тренинги психологической безопасности в школе. СПб. : Речь. 251 с.
Баева, И. А., Волкова, И. А., Лактионова, Е. Б. (2009) Психологическая безопасность образовательной среды : учеб. пособие. М. : Экон-Информ. 248 с.
Выготский, Л. С. (1982) Собрание сочинений : в 6 т. М. : Педагогика Т. 2. 504 с.
Левин, К. (2001) Динамическая психология: Избранные труды М. : Смысл. 572 с.
Рубцов, В. В. (1996) Основы социально-генетической психологии. М. ; Воронеж : Издательство «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК». 384 с.
REFERENCES
Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 1 iiunia 2012 g. № 761 «O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012–2017 gody» (2012). Prezident Rossii [online] Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 (access date: 12.06.2017). (In Russ.).
Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29 dekabria 2012 g. № 273-FZ (posledniaia redaktsiia). Konsul'tantPlius [online] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (access date: 12.06.2017). (In Russ.).
Anan'ev, B. G. (1968) Chelovek kak predmet poznaniia. Leningrad, Izd-vo Leningr. un-ta. 339 p. (In Russ.).
Baeva, I. A. (2002a) Psikhologicheskaia bezopasnost' obrazovatel'noi sredy (teoreticheskie osnovy i tekhnologii sozdaniia) : Dis. ... Doctor of Physiology. St. Petersburg. 340 p. (In Russ.).
Baeva, I. A. (2002b) Treningi psikhologicheskoi bezopasnosti v shkole. St. Petersburg, Rech'. 251 p. (In Russ.).
Baeva, I. A., Volkova, I. A. and Laktionova, E. B. (2009) Psikhologicheskaia bezopasnost' obrazovatel'noi sredy : ucheb. posobie. Moscow, Ekon-Inform. 248 p. (In Russ.).
Vygotskii, L. S. (1982) Sobranie sochinenii : in 6 vol. Moscow, Pedagogika. Vol. 2. 504 p. (In Russ.).
Levin, K. (2001) Dinamicheskaia psikhologiia: Izbrannye trudy. Moscow, Smysl. 572 p. (In Russ.).
Rubtsov, V. V. (1996) Osnovy sotsial'no-geneticheskoi psikhologii. Moscow, Voronezh, Izdatel'stvo «Institut prakticheskoi psikhologii»; NPO «MODEK». 384 p. (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.3.18
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/