Проблемы социализации личности студента в вузе

Антонина Ивановна Ковалева

Аннотация


В данной статье на основе авторской концепции социализации рассматриваются проблемы личностного становления студентов на этапе обучения в вузе, характеризуются специфика современной высшей школы как института социализации, особенности социализационных траекторий российских студентов, значимые для студентов личностные качества и их оценки учебно-воспитательного процесса. В статье использованы результаты последнего этапа (весна 2017 г.) мониторингового исследования проблем студенческой молодежи, проведенного в Московском гуманитарном университете.    

Показано, что в оценках студентов МосГУ преобладает высокий уровень удовлетворенности обучающихся условиями обучения в университете. Подтверждается ранее установленная в мониторинге тенденция: студенты, удовлетворенные наличием учебной и методической литературы, оснащением учебных аудиторий, уровнем информационных технологий, выше оценивают и свою удовлетворенность вузом в целом. Студенты, не принимающие участия в общественной жизни университета, ниже оценивают уровень своей удовлетворенности вузом, нежели студенты, участвующие во внеучебных мероприятиях. Однако сохраняется проблема вовлечения студентов в такие мероприятия, в работу органов студенческого самоуправления, инициативные студенческие проекты, поддерживаемые университетом. Остается доля студентов (около 11%), которые отмечают слабые стороны организации учебного процесса.

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о сложных процессах в формировании мировоззрения, нравственных позиций, социальной активности студентов МосГУ.


Ключевые слова


социализация; личность; молодежь; студент; система образования; вуз; Московский гуманитарный университет

Полный текст:

PDF

Литература


Даешь молодежь! (2017) [Электронный ресурс] // ФЦИОМ. Пресс-выпуск № 3405. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116284 (дата обращения: 27.06.2017).

Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. (2010) Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи // Мониторинг общественного мнения. № 1. С. 5–36.

Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : МГСА. 592 с.

Ильинский, И. М. (2016) О «правильном образовании» для России XXI века // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5–31. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.1

Историческое сознание российской молодежи (2015) / авт. кол.: С. В. Алексеев, В. А. Гневашева, О. А. Плотникова, Б. А. Ручкин, С. В. Луков ; под общ. ред. С. В. Алексеева. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 114 с.

Ковалева, А. И. (2003) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. № 1. С. 109–114.

Ковалева, А. И. (2008) Социализационная траектория // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с. С. 441–442.

Ковалева, А. И. (2013) Профессиональная культура университета как условие повышения качества образования // Знание. Понимание. Умение. №. 1. С. 225–234.

Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.

Макеева, А. (2017) Дипломы нанесли на карту России [Электронный ресурс] // Коммерсант. 31 января. С. 5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3205931 (дата обращения: 27.06.2017).

Орлова, И. Б. (2017) Реформирование системы российского образования в оценке университетского сообщества // Alma mater (Вестник высшей школы). № 1. С. 6–10.

Плаксий, С. И. (2014) Высшее образование: вызовы и ответы. М. : Нац. ин-т бизнеса. 604 с.

Четверикова, О. Н. (2015) Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М. : б/и. 149 с.

Шереги, Ф. Э. (2014) Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации // СОТИС — Социальные технологии, исследования. № 4. С. 13–22.

Шутенко, Е. Н. (2011) Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma mater (Вестник высшей школы). № 7. С. 33–36.

Эшвин, П. (2016) Может ли университетское образование изменить человека? // Вопросы образования. № 1. С. 21–32. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-21-34

Ядова, М. А. (2017) Моральные авторитеты российской молодежи (Аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология. № 1. С. 120–131.

Educational Goals (1980) / prepared for the International Bureau of Education UNESCO. Paris : Unesco. 231 p.

Russian youth in the dynamics of decades (2017): Statistical materials and research results / D. L. Konstantinovskiy, G. A. Cherednichenko et al. M. : IS RAS. 192 p.

REFERENCES

Daesh' molodezh'! (2017). FTsIOM. Press-vypusk, no. 3405 [online] Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116284 (access date: 27.06.2017). (In Russ.).

Gorshkov, M. K. and Sheregi, F. E. (2010) Tsennostnye orientatsii, nravstvennye ustanovki i grazhdanskaia aktivnost' molodezhi. Monitoring obshchestvennogo mneniia, no. 1, pp. 5–36. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2002) Obrazovatel'naia revoliutsiia. Moscow, MGSA. 592 p. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2016) O «pravil'nom obrazovanii» dlia Rossii XXI veka. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 5–31. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.1 (In Russ.).

Istoricheskoe soznanie rossiiskoi molodezhi (2015) / S. V. Alekseev, V. A. Gnevasheva, O. A. Plotnikova, B. A. Ruchkin and S. V. Lukov ; ed. by S. V. Alekseev. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 114 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2003) Kontseptsiia sotsializatsii molodezhi: normy, otkloneniia, sotsializatsionnaia traektoriia. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 1, pp. 109–114. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2008) Sotsializatsionnaia traektoriia. In: Sotsiologiia molodezhi. Entsiklopedicheskii slovar' / ed. by u. A. Zubok and V. I. Chuprov. Moscow, Academia. 606 p. Pp. 441–442. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2013) Professional'naia kul'tura universiteta kak uslovie povysheniia kachestva obrazovaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 225–234. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. and Bogdanova, V. V. (2012) Traektoriia sotsializatsii. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 184 p. (In Russ.).

Makeeva, A. (2017) Diplomy nanesli na kartu Rossii. Kommersant, January 31 [online] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3205931 (access date: 27.06.2017). (In Russ.).

Orlova, I. B. (2017) Reformirovanie sistemy rossiiskogo obrazovaniia v otsenke universitetskogo soobshchestva. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), no. 1, pp. 6–10. (In Russ.).

Plaksii, S. I. (2014) Vysshee obrazovanie: vyzovy i otvety. Moscow, Nats. in-t biznesa. 604 p. (In Russ.).

Chetverikova, O. N. (2015) Razrushenie budushchego. Kto i kak unichtozhaet suverennoe obrazovanie v Rossii. Moscow. 149 p. (In Russ.).

Sheregi, F. E. (2014) Rossiiskaia molodezh': nastroenie, ozhidaniia, tsennostnye orientatsii. SOTIS — Sotsial'nye tekhnologii, issledovaniia, no. 4, pp. 13–22. (In Russ.).

Shutenko, E. N. (2011) Problema samorealizatsii v vuzovskom obuchenii. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), no. 7, pp. 33–36. (In Russ.).

Eshvin, P. (2016) Mozhet li universitetskoe obrazovanie izmenit' cheloveka? Voprosy obrazovaniia, no. 1, pp. 21–32. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-21-34 (In Russ.).

Iadova, M. A. (2017) Moral'nye avtoritety rossiiskoi molodezhi (Analiticheskii obzor). Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literatura. Issue 11, Sotsiologiia, no. 1, pp. 120–131. (In Russ.).

Educational Goals (1980) / prepared for the International Bureau of Education UNESCO. Paris, Unesco. 231 p.

Russian youth in the dynamics of decades (2017): Statistical materials and research results / D. L. Konstantinovskiy, G. A. Cherednichenko et al. Moscow, IS RAS. 192 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.3.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru