Ценностные трансформации современной студенческой молодежи

Вячеслав Алексеевич Ситаров

Аннотация


В статье рассматриваются ценностные аспекты развития современной молодежи. Показано, что ценности  выступают несущими конструкциями любого общества и составляют менталитет входящих в него членов. Обсуждаются социокультурные проблемы и деформации ценностного пространства воспитания, которые связаны с процессами дегуманизации культуры и демонтажем основных общественных институтов.

На психолого-педагогическом уровне изменения связаны с превращением человека из носителя культурных ценностей в носителя потребностей; на макросоциальном уровне  констатируется  системный сдвиг социальной структуры в логике перехода от модели «общества социального благосостояния»  к модели «общества потребления». Раскрываются психологическая функция и педагогическое значение ценностей как источников личностного достоинства и социального заказа для воспитания. Показано деструктивное влияние общества потребления, современных массмедиа и информационных технологий на сознание молодежи.

Заключается, что мир ценностей создает систему жизненных координат, в которой молодой человек может найти себя, обрести свою общность с другими, определить свое уникальное место и уверенно двигаться по жизни. Наличие в обществе внятных, устойчивых, согласованных ценностей обеспечивает духовный и социокультурный иммунитет народа. Ценности стоят на страже культуры. Общество, теряющее свои ценности, неизбежно сходит со сцены истории. Ценности задают нормативно-императивный ландшафт для развития и воспитания молодежи. Зная и усваивая этот ландшафт, молодежь располагает четким пониманием и представлением о том,  что от нее ожидает общество, как жить, какими быть и к чему стремиться. 


Ключевые слова


ценности; молодежь; студенты; социокультурный процесс; воспитание; дегуманизация; социальный заказ; ценностные трансформации

Полный текст:

PDF

Литература


Бауман, З. (2002) Индивидуализированное общество : пер. с англ. М. : Логос. 390 с.

Бауман, З. (2008) Текучая современность : пер с англ. СПб. : Питер. 240 с.

Белл, Д., Иноземцев, В. Л. (2007) Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. М. : Центр исследований постиндустриального общества. 304 с.

Бодрийар, Ж. (2000) В тени молчаливого большинства, или Конец социального : пер с фр. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета. 95 с.

Бодрийяр, Ж. (2006) Общество потребления. Его мифы и структуры : пер. с фр. М. : Республика ; Культурная революция. 269 с.

Гершунский, Б. С. (1996) Менталитет и образование. М. : Институт практической психологии. 140 с.

Гумилев, Л. Н. (2001) Этногенез и биосфера земли. СПб. : Кристалл. 639 с.

Гуревич, П. С. (1995) Философия культуры. М. : Аспект-пресс. 286 с.

Зелинский, С. А. (2008) Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб. : СКИФИЯ. 407 с.

Зиновьев, А. А. (2006) Глобальный человейник. М. : Алгоритм ; Эксмо. 448 с.

Ильинский, И. М. (2006) Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 664 с.

Кант, И. (1965) Критика практического разума // Кант, И. Сочинения : в 6 т. М. : Мысль. Т. 4. Ч. I. С. 311–501.

Кара-Мурза, С. Г. (2007) Власть манипуляции. М. : Акад. Проект. 380 с.

Кастельс, М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ. 608 с.

Леонтьев, Д. А. (1996) Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. № 4. С. 15–26.

Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2012) Педагогика и психология ненасилия в образовании. М. : Юрайт. 424 с.

Матвеева, Л. В., Аникеева, Т. Я., Мочалова, Ю. В. (2002) Психология телевизионной коммуникации. М. : РИП-холдинг. 316 с.

Огурцов, А. П., Платонов, В. В. (2004) Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб. : РХГИ. 520 с.

Павлов, И. П. (1951) Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Павлов, И. П. Полное собрание сочинений. М. : АН СССР. Т. 4. 452 с.

Ситаров, В. А., Романюк, Л. В. (2016) Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 124–130. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.10

REFERENCES

Bauman, Z. (2002) Individualizirovannoe obshchestvo, transl. by Engl. Moscow, Logos. 390 p. (In Russ.).

Bauman, Z. (2008) Tekuchaia sovremennost', transl. by Engl. St. Petersburg, Piter. 240 p. (In Russ.).

Bell, D. and Inozemtsev, V. L. (2007) Epokha razobshchennosti: Razmyshleniia o mire XXI veka. Moscow, Tsentr issledovanii postindustrial'nogo obshchestva. 304 p. (In Russ.).

Bodriiar, Zh. (2000) V teni molchalivogo bol'shinstva, ili Konets sotsial'nogo, transl. by Fr. Ekaterinburg, Izd-vo Ural'skogo universiteta. 95 p. (In Russ.).

Bodriiiar, Zh. (2006) Obshchestvo potrebleniia. Ego mify i struktury, transl. by Fr. Moscow, Respublika, Kul'turnaia revoliutsiia. 269 p. (In Russ.).

Gershunskii, B. S. (1996) Mentalitet i obrazovanie. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii. 140 p. (In Russ.).

Gumilev, L. N. (2001) Etnogenez i biosfera zemli. St. Petersburg, Kristall. 639 p. (In Russ.).

Gurevich, P. S. (1995) Filosofiia kul'tury. Moscow, Aspekt-press. 286 p. (In Russ.).

Zelinskii, S. A. (2008) Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie na massovoe soznanie. St. Petersburg, SKIFIIa. 407 p. (In Russ.).

Zinov'ev, A. A. (2006) Global'nyi cheloveinik. Moscow, Algoritm, Eksmo. 448 p. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2006) Mezhdu Budushchim i Proshlym: Sotsial'naia filosofiia Proiskhodiashchego. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 664 p. (In Russ.).

Kant, I. (1965) Kritika prakticheskogo razuma. In: Kant, I. Sochineniia : in 6 vol. Moscow, Mysl'. Vol. 4, issue I, pp. 311–501. (In Russ.).

Kara-Murza, S. G. (2007) Vlast' manipuliatsii. Moscow, Akad. Proekt. 380 p. (In Russ.).

Kastel's, M. (2000) Informatsionnaia epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura / transl. by Engl., ed. by O. I. Shkaratana. Moscow, GU VShE. 608 p. (In Russ.).

Leont'ev, D. A. (1996) Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe poniatie: opyt mnogomernoi rekonstruktsii. Voprosy filosofii, no. 4, pp. 15–26. (In Russ.).

Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2012) Pedagogika i psikhologiia nenasiliia v obrazovanii. Moscow, Iurait. 424 p. (In Russ.).

Matveeva, L. V., Anikeeva, T. Ia. and Mochalova, Iu. V. (2002) Psikhologiia televizionnoi kommunikatsii. Moscow, RIP-kholding. 316 p. (In Russ.).

Ogurtsov, A. P. and Platonov, V. V. (2004) Obrazy obrazovaniia. Zapadnaia filosofiia obrazovaniia. XX vek. St. Petersburg, RKhGI. 520 p. (In Russ.).

Pavlov, I. P. (1951) Lektsii o rabote bol'shikh polusharii golovnogo mozga. In: Pavlov, I. P. Polnoe sobranie sochinenii. Moscow, AN SSSR. Vol. 4. 452 p. (In Russ.).

Sitarov, V. A. and Romaniuk, L. V. (2016) Sootnoshenie tsennostei i potrebnostei lichnosti v sovremennom obshchestve. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 124–130. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.10




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.2.15

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru