Трансформация женской образности в советском кинематографе 1920–1930-х гг.

Ольга Олеговна Хлопонина

Аннотация


В статье представлено исследование динамики трансформации женских типов образов и их художественной репрезентации в кинематографе как отражение изменений в социально-политической истории России. Хронологические рамки исследования — 1920–1930-е гг.

В постреволюционной России женский мир подвергся коренной перестройке. Изменения в социальном положении женщин обусловили появление образа новой женщины как воплощения прав и свобод новой Советской России. Основные женские типы — героический, материнский и роковой  — изменяются и обновляются, формируясь в систему мифов-идеологем и репрезентуются в массовой культуре.

Проанализированы доминирующие в каждом десятилетии типы и особенности их эволюции под влиянием социокультурных и идеологических факторов. Через анализ киноматериала выявляются мифосемиотические основы функционирования и визуализации героинь советского кинематографа и их неомифологическая характеристика.

Анализ показывает, что доминирующим женским типом в 1920-х годах становится героический, синтезировавший в себе новую символику и реанимацию мифологических моделей и схем. В 1930-е на фоне трансформации героики из революционной в производительную актуализируется материнский тип, связанный с архетипом Родины-матери, и два доминирующих типа сливаются, образуя синтетический образ, на основе которого формируется специфический тип советской женщины.


Ключевые слова


советский кинематограф; история кино; история российского кино; женский образ

Полный текст:

PDF

Литература


Голомшток, И. Н. (1994) Тоталитарное искусство. М. : Галарт. 296 с.

Дашкова, Т. Ю. (2013) Телесность — Идеология — Кинематограф : Визуальный канон и советская повседневность. М. : Новое литературное обозрение. 256 с.

Добренко, Е. (2007) Политэкономия соцреализма. М. : Новое литературное обозрение. 592 с.

Зоркая, Н. М. (2014) История отечественного кино. XX век. М. : Белый город. 512 с.

История отечественного кино : учебник / под ред. Л. М. Будяк (2005) М. : Прогресс-Традиция. 523 с.

Кардапольцева, В. Н. (2000) Женские лики России. Екатеринбург : Гуманитарный университет. 160 с.

Лотман, Ю. М. (2015) Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб. : Азбука, ; Азбука-Аттикус. 544 с.

Малышев, В. С., Геращенко, Л. Л. (2014) Мифотехнологии в кино в системе координат искусства и философии // Аналитика культурологии. № 29. С. 108–117.

Соцреалистический канон (2000): сб. статей / под общ. ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. СПб. : Академический проект. 1039 с.

Туровская, М. И. (2003) Амазонки русского киноавангарда // Киноведческие записки. № 62. С. 56–63.

Туровская, М. И. (2015) Зубы дракона. Мои 30-е годы. М. : Corpus. 652 с.

Хлопонина, О. О. (2016) Архетипические модели художественной репрезентации женских типов в русской массовой культуре 1920-х годов // Вопросы культурологи. № 9. С. 30–34.

Хренов, Н. А. (2006) Кино. Реабилитация архетипической реальности. М. : Аграф. 704 с.

REFERENCES

Golomshtok, I. N. (1994) Totalitarnoe iskusstvo. Moscow, Galart Publ. 296 p. (In Russ.).

Dashkova T. Iu. (2013) Telesnost' — Ideologiia — Kinematograf: Vizual'nyi kanon i sovetskaia povsednevnost'. Moscow, New Literary Review Publ. 256 p. (In Russ.).

Dobrenko E. A. (2007) Politekonomiia sotsrealizma. Moscow, New Literary Review Publ. 592 p. (In Russ.).

Zorkaia N. M. (2014) Istoriia otechestvennogo kino. XX vek. Moscow, White City Publ. 512 p. (In Russ.).

Istoriia otechestvennogo kino (2005) : ucheb., ed. L. M. Budiak. Moscow, Progress-Tradition Publ. 523 p. (In Russ.).

Kardapol'tseva V. N. (2000) Zhenskie liki Rossii. Ekaterinburg, University for the Humanities Publ. 160 p. (In Russ.).

Lotman Iu. M. (2015) Besedy o russkoi kul'ture. Byt i traditsii russkogo dvorianstva (XVIII — nachalo XIX veka). St. Petersburg, Azbuka, Azbuka-Attikus. 544 p. (In Russ.).

Malyshev V. S. and Gerashchenko L. L. (2014) Mifotekhnologii v kino v sisteme koordinat iskusstva i filosofii. Analitika kul'turologii, no. 29, pp. 108-117. (In Russ.).

Sotsrealisticheskii kanon, ed. H. Giunter and E. Dobrenko (2000). St. Petersburg, Academic project Publ. 1039 p. (In Russ.).

Turovskaia M. I. (2003) Amazonki russkogo kinoavangarda. Kinovedcheskie zapiski, no. 62, pp. 56–63. (In Russ.).

Turovskaia M.I. (2015) Zuby drakona. Moi 30-e gody. Moscow, Corpus. 652 p. (In Russ.).

Khloponina O. O. (2016) Arkhetipicheskie modeli khudozhestvennoi reprezentatsii zhenskikh tipov v russkoi massovoi kul'ture 1920-kh godov. Voprosy kul'turologii, no 9, pp. 30–34. (In Russ.).

Khrenov N. A. (2006) Kino. Reabilitatsiia arkhetipicheskoi real'nosti. Moscow, Agraf. 704 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.2.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru