Телесно-ориентированный подход при анализе произведений экранного искусства

Антон Анатольевич Деникин

Аннотация


В статье анализируются основные положения зарубежных исследований экранных произведений в рамках телесно-ориентированного подхода. Рассматриваются философские работы А. Бергсона, М. Мерло-Понти, Д. Кампера, У. Матурана, Б. Массуми, Ф. Варела, М. Хансена и др. На основе телесно-ориентированного подхода и концепции «телесно воплощенной симуляции» в статье рассматривается роль аффективного, телесного опыта при интерпретации аудиовизуальных произведений. Утверждается, что сама «визуальность» мира формируется скорее внутренними телесными элементами, нежели абстрактной властью взгляда, причем именно тело зрителя и его активность задают условия для восприятия образов.

Анализируется новый тип чувствования, когда субъект определяется отнюдь не разумом, но своей телесностью, именно она центрирует и конституирует его. Телесный уровень чувствования, аффективное переживание/опыт полнее и аккуратнее отражают характеристики индивидуальности, нежели процессы на более высоких уровнях сознания, как правило, подлежащих/подчиненных в своей работе разнообразным опосредующим режимам сигнификации. В результате человеческое тело воздействует само на себя через собственную аффектацию, производя внутреннее эмоциональное пространство «я», не ограниченное перцепцией или работой какого-либо отдельного органа чувств.

Теория «телесной симуляции» обеспечивает научные, нейробиологические основания для понимания специфики взаимодействия между зрителем, автором и экранным произведением. Обсуждаются возможности мультисенсорного восприятия образов кинематографических произведений. Предлагается рассматривать рецепцию произведения как процесс зрительского действования в иллюзорной и пространственно локализируемой среде.

Визуальные образы расширяют возможности самореализации зрителя посредством телесной активности, делают разнообразнее его «внутренние действия» в перцептивном (аффективном) опыте проживания «внутреннего пространства». Воспринимая произведение, зритель энактивирует экранное пространство, открывая для себя возможности действий собственного тела. Восприятие понимается в его синкретичной связи с действием, психомоторной активностью (активностью психики и тела) и активностью ума, концептуализацией. Даже ментальная активность понимается как действие или как движение.

Делается вывод о том, что проблема телесности, «телоцентризма», «соматизма» выходит на передний план искусствоведческой и в целом гуманитарной рефлексии, поскольку позволяет искать пути преодоления смысловой избыточности культурных объектов и художественных произведений. 


Ключевые слова


телесно-ориентированный подход; гаптическая эстетика; аффективность; образ-аффект; мультимодальность; зеркальные нейроны; телесно воплощенная симуляция; энактивизм; энактивное познание

Полный текст:

PDF

Литература


Балаш, Б. (1925) Видимый человек: Очерки драматургии фильма / пер. с нем. К. И. Шутко. М. : Всерос. пролеткульт. 88 с.

Беньямин, В. (1996) Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / пер. с нем. ; под. ред. Ю. А. Здорового. М. : Медиум. 240 c.

Бергсон, А. (1992) Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с фр. ; предисл. И. И. Блауберг. М. : Московский клуб. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. 325 с.

Бергсон, А. (1998) Творческая эволюция : пер. с фр. М. : Канон-Пресс ; Кучково поле. 384 с.

Делез, Ж. (2004) Кино. Кино 1: Образ-движение. Кино 2: Образ-время / пер. с фр. Б. Скуратова ; под ред. О. Аронсона. М. : Ад Маргинем. 623 с.

Дзига Вертов: Киновещь (2016) [предисл. А. Щербенка] // Формальный метод: Антология русского модернизма. / сост. С. Ушакин. Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый. Т. 2. Материалы. 934 с.

Князева, Е. Н. (2014) Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив ; Университетская книга. 352 с.

Матурана, У. Р., Варела, Ф. Х. (2001) Древо познания. Биологические корни человеческого понимания : пер. с англ. М. : Прогресс-Традиция. 224 с.

Мерло-Понти, М. (1999) Феноменология восприятия / пер. с фр., под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб. : Ювента ; Наука. 608 с.

Морен, Э. (1996) Кино, или воображаемый человек (фрагменты) / пер. с фр. М. Ямпольского // Киноведческие записки. № 25–28. С. 193–203.

Савчук, В. В. (2010) Метафора поворота в философии // Философские науки. № 10. С. 135–150.

Эпштейн, М. Н., Тульчинский, Г. Л. (2006) Философия тела. Тело свободы. СПб. : Алетейя. 432 с.

Anderson, J. D. (1996) The Reality of Illusion: An Ecological Approach to Cognitive Film Theory. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press. 200 p.

Antunes, L. R. (2014) Neural Correlates of the Multisensory Film Experience // Neuroscience and Media: New Understandings and Representations / Grabowski, N. (ed.). New York, NY. ; London : Routledge. P. 46–62.

Barker, J. M. (2009) The Tactile Eye: Touch and the Cinematic Experience. University of California Press. 208 p.

Elsaesser, T., Hagener, М. (2009) Film Theory: An Introduction Through the Senses. Routledge. 232 p.

Esrock, E. (2001) Touching art: intimacy, embodiment and the somatosensory system // Consciousness and Emotion, 2: 2. P. 233–254.

Gallese, V. (2003) The Manifold Nature of Interpersonal Relations: The Quest for a Common Mechanism // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Vol. 358, issue 1431. P. 517–528. DOI: 10.1098/rstb.2002.1234

Gallese, V. (2005a) Intentional Attunement: The Mirror Neuron System and its Role in Interpersonal Relations [Электронный ресурс] // Interdisciplines. URL: http://www.interdisciplines.org/mirror/papers/1/printable/paper (дата обращения: 10.10.2016).

Gallese, V. (2005b) Embodied Simulation: From Neurons to Phenomenal Experience// Phenomenology and the Cognitive Sciences. Vol. 4, issue 1. P. 23–48. DOIi:10.1007/s11097-005-4737-z

Gallese, V., Sinigaglia, C. (2011) What Is So Special with Embodied Simulation? // Trends in Cognitive Sciences. Vol. 15, issue 11. P. 512–519. DOI: 10.1016/j.tics.2011.09.003

Gallese V., Guerra M. (2012). Embodying Movies: Embodied Simulation and Film Studies. Cinema: Journal of Philosophy and the Moving Image, 3: 183-210, 2012.

Guattari, F. (1995) Chaosmosis: an ethico-aesthetic paradigm. Bloomington/Indianapolis: Indiana University Press. 136 p.

Grasping the intentions of others with one’s own mirror neuron system (2005) / Iacoboni M., Molnar-Szakacs I., Gallese V., Buccino G., Mazziotta J. C., Rizzolatti G. // PLoS Biology. № 3. P. 529–535.

Hansen, M. B. N. (2004) New Philosophy for New Media. MIT Press. 361 p.

Marks, L. U. (2002) Touch: Sensuous Theory and Multisensory Media. University of Minnesota Press. 259 p.

Massumi, B. (2002) Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press. 336 р.

Massumi, B. (1995) The Autonomy of Affect // Cultural Critique. № 31. The Politics of Systems and Environments. Part II. P. 83–109. DOI: 10.2307/1354446

Nöe, A. (2010) Out of our Heads: Why You are Not Your Brain, and Other Lessons from the Biology of Cognition. Farrar, Straus & Giroux. 232 р.

Pethő, Á. (2015) The Cinema of Sensations. Cambridge Scholars Publishing. 395 p.

Rizzolatti, G., Craighero, L. (2004) The Mirror Neuron System // Annual Review of Neuroscience. Vol. 27. P. 169–192.

Rizzolatti, G., Corrado, S. (2006) Mirrors in the Brain: How Our Minds Share Actions and Emotions / trans. F. Anderson. Oxford : Oxford University Press. 256 p.

Premotor Cortex and the Recognition of Motor Actions (1996) / Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V., Fogasi, L. // Cognitive Brain Research. № 3. P. 131–141.

Sobchack, V. (1992) The Address of the Eye: A Phenomenology of Film Experience. Princeton, NJ : Princeton University Press. 354 p.

Sobchack, V. (2004) Carnal Thoughts: Embodiment and Moving Image Culture. Berkeley, CA : University of California Press. 340 p.

The Brain Is the Screen: An Interview with Gilles Deleuze (2000) // The Brain Is the Screen: Deleuze and the Philosophy of Cinema / Flaxman, G. (ed.). Minneapolis : University of Minnesota Press. 408 p. P. 365–375.

REFERENCES

Balash, B. (1925) Vidimyi chelovek: Ocherki dramaturgii fil'ma, transl. by Germ. By K. I. Shutko. Moscow, Vseros. proletkul't. 88 p. (In Russ.).

Ben'iamin, V. (1996) Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti. Izbrannye esse, transl. by Germ., ed. Iu. A. Zdorovyi. Moscow, Medium. 240 p. (In Russ.).

Bergson, A. (1992) Sobranie sochinenii : in 4 vol., transl. by Fr., preface I. I. Blauberg. Moscow, Moskovskii klub. Vol. 1. Opyt o neposredstvennykh dannykh soznaniia. Materiia i pamiat'. 325 p. (In Russ.).

Bergson, A. (1998) Tvorcheskaia evoliutsiia, transl. by Fr. Moscow, Kanon-Press, Kuchkovo pole. 384 p. (In Russ.).

Delez, Zh. (2004) Kino. Kino 1: Obraz-dvizhenie. Kino 2: Obraz-vremia, transl. by Fr. By B. Skuratova, ed. by O. Aronsona. Moscow, Ad Marginem. 623 p. (In Russ.).

Dziga Vertov: Kinoveshch' (2016), preface by A. Shcherbenka. In: Formal'nyi metod: Antologiia russkogo modernizma, comp. S. Ushakin. Moscow, Ekaterinburg, Kabinetnyi uchenyi. Vol. 2. Materialy. 934 p. (In Russ.).

Kniazeva, E. N. (2014) Enaktivizm: novaia forma konstruktivizma v epistemologii. Moscow, St. Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Universitetskaia kniga. 352 p. (In Russ.).

Maturana, U. R. and Varela, F. Kh. (2001) Drevo poznaniia. Biologicheskie korni chelovecheskogo ponimaniia, transl. by Engl. Moscow, Progress-Traditsiia. 224 p. (In Russ.).

Merlo-Ponti, M. (1999) Fenomenologiia vospriiatiia, transl. by Fr., ed. I. S. Vdovina and S. L. Fokin. St. Petersburg, Iuventa, Nauka. 608 p. (In Russ.).

Moren, E. (1996) Kino, ili voobrazhaemyi chelovek (fragmenty), transl. by Fr. by M. Iampol'skii. Kinovedcheskie zapiski, no. 25–28, pp. 193–203. (In Russ.).

Savchuk, V. V. (2010) Metafora povorota v filosofii. Filosofskie nauki, no. 10, pp. 135–150. (In Russ.).

Epshtein, M. N. and Tul'chinskii, G. L. (2006) Filosofiia tela. Telo svobody. St. Petersburg, Aleteiia. 432 p. (In Russ.).

Anderson, J. D. (1996) The Reality of Illusion: An Ecological Approach to Cognitive Film Theory. Carbondale and Edwardsville, Southern Illinois University Press. 200 p.

Antunes, L. R. (2014) Neural Correlates of the Multisensory Film Experience. In: Neuroscience and Media: New Understandings and Representations, Grabowski, N. (ed.). New York, London, Routledge. P. 46–62.

Barker, J. M. (2009) The Tactile Eye: Touch and the Cinematic Experience. University of California Press. 208 p.

Elsaesser, T. and Hagener, M. (2009) Film Theory: An Introduction Through the Senses. Routledge. 232 p.

Esrock, E. (2001) Touching art: intimacy, embodiment and the somatosensory system. Consciousness and Emotion, 2: 2, pp. 233–254.

Gallese, V. (2003) The Manifold Nature of Interpersonal Relations: The Quest for a Common Mechanism. Philosophical Transactions of the Royal Society of London, vol. 358, issue 1431, pp. 517–528. DOI: 10.1098/rstb.2002.1234

Gallese, V. (2005a) Intentional Attunement: The Mirror Neuron System and its Role in Interpersonal Relations. Interdisciplines [online] Available at: http://www.interdisciplines.org/mirror/papers/1/printable/paper (access date: 10.10.2016).

Gallese, V. (2005b) Embodied Simulation: From Neurons to Phenomenal Experience. Phenomenology and the Cognitive Sciences, vol. 4, issue 1, pp. 23–48. DOI:10.1007/s11097-005-4737-z

Gallese, V. and Sinigaglia, C. (2011) What Is So Special with Embodied Simulation? Trends in Cognitive Sciences, vol. 15, issue 11, pp. 512–519. DOI: 10.1016/j.tics.2011.09.003

Gallese V. and Guerra M. (2012). Embodying Movies: Embodied Simulation and Film Studies. Cinema: Journal of Philosophy and the Moving Image, no. 3, pp. 183–210.

Guattari, F. (1995) Chaosmosis: an ethico-aesthetic paradigm. Bloomington/Indianapolis: Indiana University Press. 136 p.

Grasping the intentions of others with one’s own mirror neuron system (2005) / Iacoboni M., Molnar-Szakacs I., Gallese V., Buccino G., Mazziotta J. C. and Rizzolatti G. PLoS Biology, no. 3, pp. 529–535.

Hansen, M. B. N. (2004) New Philosophy for New Media. MIT Press. 361 p.

Marks, L. U. (2002) Touch: Sensuous Theory and Multisensory Media. University of Minnesota Press. 259 p.

Massumi, B. (2002) Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham, Duke University Press. 336 p.

Massumi, B. (1995) The Autonomy of Affect. Cultural Critique. № 31. The Politics of Systems and Environments. P. II. P. 83–109. DOI: 10.2307/1354446

Nöe, A. (2010) Out of our Heads: Why You are Not Your Brain, and Other Lessons from the Biology of Cognition. Farrar, Straus & Giroux. 232 p.

Pethő, Á. (2015) The Cinema of Sensations. Cambridge Scholars Publishing. 395 p.

Rizzolatti, G. and Craighero, L. (2004) The Mirror Neuron System. Annual Review of Neuroscience, vol. 27, pp. 169–192.

Rizzolatti, G. and Corrado, S. (2006) Mirrors in the Brain: How Our Minds Share Actions and Emotions, trans. By F. Anderson. Oxford, Oxford University Press. 256 p.

Premotor Cortex and the Recognition of Motor Actions (1996) / Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V. and Fogasi, L. Cognitive Brain Research, no. 3, pp. 131–141.

Sobchack, V. (1992) The Address of the Eye: A Phenomenology of Film Experience. Princeton, NJ., Princeton University Press. 354 p.

Sobchack, V. (2004) Carnal Thoughts: Embodiment and Moving Image Culture. Berkeley, CA., University of California Press. 340 p.

The Brain Is the Screen: An Interview with Gilles Deleuze (2000). In: The Brain Is the Screen: Deleuze and the Philosophy of Cinema, Flaxman, G. (ed.). Minneapolis, University of Minnesota Press. 408 p. Pp. 365–375.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.2.9

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru