Культ Прекрасной Дамы как отражение средневековой концепции несовершенства женской природы
Аннотация
В статье анализируется роль средневековых гендерных идеологий в процессе формирования института куртуазных отношений. Актуальность представленной темы связана с непреходящей значимостью исследований гендерных ролей как обусловленных современной им социокультурной ситуацией, выявления их социальной значимости или, напротив, деструктивного характера. Такие исследования неизбежно сопряжены с изучением, анализом гендерных ролей в исторической ретроспективе. В статье рассматриваются гендерные идеологии западноевропейского Средневековья и их воплощение в социальной практике.
Представлен анализ всестороннего воздействия представлений о несовершенстве женской природы и необходимости контроля над ней со стороны мужчин на различные сферы частной и общественной жизни средневековых женщин, в частности женщин в наиболее престижных социальных ролях — монахинь и жен. Своды правил и наставлений не умаляли достоинств женщин, избиравших социально ободряемые роли в миру и в рамках церковной организации. Тем не менее женщинам предписывалось оставаться под контролем мужчин и следовать наставлениям, созданным мужчинами.
Обосновывается идея о том, что институт куртуазных отношений и культ Прекрасной Дамы представляют собой квинтэссенцию средневековых представлений о несовершенстве женской природы. Куртуазные отношения рассматриваются как социальная игра для знатных мужчин, в которой проявление рыцарской доблести и изысканной галантности, а также литературное отражение любовных переживаний для мужчины являются прежде всего атрибутами престижной социальной роли и способом удовлетворить потребность в романтической сублимации своей любви. Женщина в границах этой игры имеет право на существование только по воле мужчины и в границах мужской фантазии. Исключительно воля мужчины-рыцаря, избравшего женщину объектом куртуазной любви, и соответствие правилам куртуазности, созданным мужчинами, позволяет женщине превратиться в Даму.
Авторы приходят к выводу, о том, что институт куртуазных отношений и его центральная фигура — Прекрасная Дама — представляют собой социальное воплощение средневековой концепции несовершенства женской природы и необходимости контроля над ней со стороны мужчин в наиболее концентрированном виде. Здесь женщина не просто контролируется и «корректируется» мужчиной, как в других женских социальных ролях, но «создается» по его воле и согласно его представлениям об идеале.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Букатова, Д. М. (2014) Женщины средневекового Запада: Монахини, жены, блудницы. М. : Ленанд.160 с.
Дюби, Ж. (1990) Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. : пер. с фр. // Одиссей. Человек в истории / отв. ред. А. Я. Гуревич. М. : Наука. 222 с. С. 90–96.
Оссовская, М. (1987) Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М. : Прогресс. 528 с.
Пастуро, М. (2001) Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / пер. с фр. М. О. Гончар; науч. ред. Т. Д. Сергеева. М. : Молодая Гвардия. 239 с.
Рябова, Т. Б. (1999) Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново : Изд. центр «Юнона». 212 с.
Хейзинга, Й. (1995) Сочинения : в 3 т. : пер. с нидерл. / вступ. ст. и общ. ред. В. И. Уколотой. М. : Прогресс ; Культура. Т. 1. Осень Средневековья. 416 с.
Чернышева, Е. (2004) «Прекрасная Дама» в представлениях трубадуров, труверов и миннезингеров // Женщины в истории: возможность быть увиденными : сборник научных статей. Вып. 3 / ред. И. Р. Чикалова. Минск : БГПУ. 308 с. С. 102–110.
Букатова, Д. М. (2014) Женщины средневекового Запада: Монахини, жены, блудницы. М. : Ленанд.160 с.
Дюби, Ж. (1990) Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. : пер. с фр. // Одиссей. Человек в истории / отв. ред. А. Я. Гуревич. М. : Наука. 222 с. С. 90–96.
Оссовская, М. (1987) Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М. : Прогресс. 528 с.
Пастуро, М. (2001) Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / пер. с фр. М. О. Гончар; науч. ред. Т. Д. Сергеева. М. : Молодая Гвардия. 239 с.
Рябова, Т. Б. (1999) Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново : Изд. центр «Юнона». 212 с.
Хейзинга, Й. (1995) Сочинения : в 3 т. : пер. с нидерл. / вступ. ст. и общ. ред. В. И. Уколотой. М. : Прогресс ; Культура. Т. 1. Осень Средневековья. 416 с.
Чернышева, Е. (2004) «Прекрасная Дама» в представлениях трубадуров, труверов и миннезингеров // Женщины в истории: возможность быть увиденными : сборник научных статей. Вып. 3 / ред. И. Р. Чикалова. Минск : БГПУ. 308 с. С. 102–110.
REFERENCES
Bukatova, D. M. (2014) Zhenshchiny srednevekovogo Zapada: Monakhini, zheny, bludnitsy. Moscow, Lenand.160 p. (In Russ.).
Diubi, Zh. (1990) Kurtuaznaia liubov' i peremeny v polozhenii zhenshchin vo Frantsii XII v., transl. by Fr. In: Odissei. Chelovek v istorii, ed. A. Ia. Gurevich. Moscow, Nauka. 222 p. Pp. 90–96. (In Russ.).
Ossovskaia, M. (1987) Rytsar' i burzhua. Issledovaniia po istorii morali. Moscow, Progress. 528 p. (In Russ.).
Pasturo, M. (2001) Povsednevnaia zhizn' Frantsii i Anglii vo vremena rytsarei Kruglogo stola, transl. by Fr. M. O. Gonchar; ed. T. D. Sergeeva. Moscow, Molodaia Gvardiia. 239 p. (In Russ.).
Riabova, T. B. (1999) Zhenshchina v istorii zapadnoevropeiskogo srednevekov'ia. Ivanovo, «Iunona» Publ. 212 p. (In Russ.).
Huizinga, J. (1995) Sochineniia : in 3 vol., transl. by Dutch, ed. V. I. Ukolotoi. Moscow, Progress ; Kul'tura. Vol. 1. Osen' Srednevekov'ia. 416 p.
Chernysheva, E. (2004) «Prekrasnaia Dama» v predstavleniiakh trubadurov, truverov i minnezingerov. In: Zhenshchiny v istorii: vozmozhnost' byt' uvidennymi : sbornik nauchnykh statei. Vol. 3, ed. I. R. Chikalova. Minsk, BGPU. 308 p. pp. 102–110.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.2.7
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/