Возможности использования семантических информационных сервисов в музейном деле (на примере Музея истории ПетрГУ)
Аннотация
В статье представлен авторский подход к развитию Музея истории Петрозаводского государственного университета на основе такого вида цифровых услуг для посетителей и музейных работников, как семантические информационные сервисы. Мотивом к реализации семантических сервисов в деятельности музея стала необходимость контекстного поиска информации в музейном фонде, а также использования потенциала посетителей в пополнении фонда ранее не задействованной в экспозиции информацией и новыми экспонатами, в том числе в электронном виде.
Предложены сценарии использования сервисов, показывающие, какую информационную поддержку можно обеспечить в музее для: 1) отбора экспонатов для новых экспозиций, 2) персонализированного предоставления информации об экспонатах посетителю, 3) получения от посетителей музея новой информации о хранимых музейных экспонатах, 4) пополнения фонда музея за счет новых экспонатов в электронном виде, полученных от посетителей.
Основой предлагаемых сервисов является создаваемая в музее семантическая сеть, объединяющая как сами экспонаты музейного фонда, так и иные информационные объекты, связанные с конкретными экспонатами и историей университета и образования в целом. Особым вниманием при создании онтологии семантической сети пользуются у авторов информационные объекты, связанные с повседневной жизнью университетского сообщества.
Представленный подход может быть интересен не только музейным работникам, но и профессиональным исследователям, заинтересованным в получении и изучении новых фактов из истории повседневной жизни образовательно-научной организации.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Ассман, Я. (2004) Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры. 368 с.
Ванеева, О. В. (2015) Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Т. 212. С. 189–169.
Оре, О. (1980) Теория графов. М. : Наука. 336 с.
Саркисова, О., Шевченко, О. (2015) В поисках советского прошлого: Любительская фотография и семейная память [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2015/1/9s.html (дата обращения: 15.06.2016).
Труевцева, О. Н. (2014) Индивидуальная работа с музейным посетителем // Вестник Алтайской науки. № 2–3. С. 156–160.
Berners-Lee, T., Hendler, J., Lassila, O. (2001) The Semantic Web // Scientific American. № 5. P. 34–43.
Chianese, A., Piccialli, F. (2014) Designing a smart museum: When cultural heritage joins IoT // 2014 Eighth International Conference on Next Generation Mobile Apps, Services and Technologies (NGMAST 2014). P. 300–306.
Cui, B., Yokoi, S. (2012) Promote visitor interactions by smart devices in museum learning scenario // 2012 8th International Conference on Computing Technology and Information Management (NCM 2012 and ICNIT 2012). Vol. 1. P. 376–379.
Korzun, D. (2016) On the smart spaces approach to semantic-driven design of service-oriented information systems [Электронный ресурс] // Communications in Computer and Information Science. Vol. 615. Springer International Publishing, June. P. 181–195. DOI: 10.1007/978-3-319-40180-5_13
An integrative framework for extending the boundaries of the museum visit experience: linking the pre, during and post visit phases (2015) / Kuflik, T., Wecker, A., Lanir, J., Stock, O. // Information Technology & Tourism. № 15(1). Р. 17–47. DOI: 10.1007/s40558-014-0018-4
SMARTMUSEUM: A mobile recommender system for the Web of Data (2013) / Ruotsalo, T., Haav, K., Stoyanov, A., Roche, S., Fani, E., Deliai, R., Makela, E.,Kauppinen, T., Hyvonen, E. [Электронный ресурс] // Web Semantics: Science, Services and Agents on the World Wide Web. Vol. 20. P. 50–67. URL: http://www.websemanticsjournal.org/index.php/ps/article/view/330 (дата обращения: 12.08.2016).
Sekula, A. (1982) On the Invention of Photographic Meaning // Thinking Photography / Ed. V. Burgin. London : Macmillan. 239 p. P. 84–109.
Smirnov, A., Shilov N., Kashevnik A. (2012) Ontology-based Mobile Smart Museums Service // AFIN 2012. The Fourth International Conference on Advances in Future Internet / Ed. by A. Bogliolo, P. Lorenz. Curran Associates, Inc. P. 48–54.
REFERENCES
Assman, Ia. (2004) Kul'turnaia pamiat': Pis'mo i pamiat' o proshlom i politicheskaia identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti, transl. by Germ. Moscow, Iazyki slavianskoi kul'tury. 368 p. (In Russ.).
Vaneeva, O. V. (2015) Kompleksnoe ispol'zovanie interaktivnykh tekhnologii v ramkakh muzeinogo prostranstva. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, vol. 212, pp. 189–169. (In Russ.).
Ore, O. (1980) Teoriia grafov. Moscow, Nauka. 336 p. (In Russ.).
Sarkisova, O. and Shevchenko, O. (2015) V poiskakh sovetskogo proshlogo: Liubitel'skaia fotografiia i semeinaia pamiat'. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 1 [online] Available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2015/1/9s.html (access data : 15.06.2016). (In Russ.).
Truevtseva, O. N. (2014) Individual'naia rabota s muzeinym posetitelem. Vestnik Altaiskoi nauki, no. 2–3, pp. 156–160. (In Russ.).
Berners-Lee, T., Hendler, J. and Lassila, O. (2001) The Semantic Web. Scientific American, no. 5, pp. 34–43.
Chianese, A. and Piccialli, F. (2014) Designing a smart museum: When cultural heritage joins IoT. In: 2014 Eighth International Conference on Next Generation Mobile Apps, Services and Technologies (NGMAST 2014). P. 300–306.
Cui, B. and Yokoi, S. (2012) Promote visitor interactions by smart devices in museum learning scenario. In: 2012 8th International Conference on Computing Technology and Information Management (NCM 2012 and ICNIT 2012), vol. 1, pp. 376–379.
Korzun, D. (2016) On the smart spaces approach to semantic-driven design of service-oriented information systems. Communications in Computer and Information Science, vol. 615. Springer International Publishing, June. P. 181–195. DOI: 10.1007/978-3-319-40180-5_13
An integrative framework for extending the boundaries of the museum visit experience: linking the pre, during and post visit phases (2015) / Kuflik, T., Wecker, A., Lanir, J. and Stock, O. Information Technology & Tourism, no. 15(1), pp. 17–47. DOI: 10.1007/s40558-014-0018-4
SMARTMUSEUM: A mobile recommender system for the Web of Data (2013) / Ruotsalo, T., Haav, K., Stoyanov, A., Roche, S., Fani, E., Deliai, R., Makela, E.,Kauppinen, T. and Hyvonen, E. Web Semantics: Science, Services and Agents on the World Wide Web, vol. 20, pp. 50–67 [online] Available at: http://www.websemanticsjournal.org/index.php/ps/article/view/330 (access data: 12.08.2016).
Sekula, A. (1982) On the Invention of Photographic Meaning. In: Thinking Photography, ed. V. Burgin. London, Macmillan. 239 p. Pp. 84–109.
Smirnov, A., Shilov N. and Kashevnik A. (2012) Ontology-based Mobile Smart Museums Service. In: AFIN 2012. The Fourth International Conference on Advances in Future Internet, ed. by A. Bogliolo and P. Lorenz. Curran Associates, Inc. P. 48–54.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.1.17
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/