Драматические жанры на сцене шекспировского театра: формирование зрительских ожиданий
Аннотация
В конце XVI — начале XVII в. в Англии существовали смешанные представления о драматических жанрах. Неоклассические теории жанра причудливо переплетались с театральной практикой, ориентированной на широкий круг зрителей, среди которых было немало людей неученых и даже неграмотных. В этих условиях именно театры должны были взять на себя труд по формированию жанровых представлений и ожиданий аудитории. Воспитание жанрового вкуса у зрителей было на руку актерам, поскольку позволяло театральным коллективам свободно экспериментировать с жанровыми условностями в расчете на понимающий отклик публики. Судить о том, как это происходило, мы можем по редким экскурсам в жанровые теории, сохранившимся в дошедших до нас текстах пьес.
Один из фрагментов такого рода — первая сцена анонимной пьесы «Предостережение честным женщинам» (A Warning for Fair Women, опубл. в 1599 г., приписывается авторству Т. Хейвуда), в которой на сцену выходят персонифицированные Трагедия (Мельпомена), Комедия и Историческая хроника. Они обсуждают сложившиеся отношения между жанрами, и Трагедия обещает зрителям новинку — «документальное» представление об убийстве богатого лондонца. Учитывая, что эту пьесу ставила шекспировская труппа «Слуги лорда-камергера», налицо своеобразный конфликт драматургических концепций: Мельпомена прогоняет со сцены Комедию и Историческую хронику, т. е. именно те жанры, которыми в 1590-е гг. прославился Шекспир как драматург. Попутно здесь указывается на связь между представлением в жанре трагедии и черными занавесями, которыми убрана сцена, — получается, что у английских актеров 1590-х гг. было в обычае сигнализировать зрителям о жанровом характере пьесы, которую им предстоит смотреть.
Этот пример говорит о том, что, во-первых, публика того времени имела ясное представление о различных жанровых категориях, причем проводниками этого знания были актеры, преследовавшие собственные практические цели; во-вторых, жанры в шекспировскую эпоху были категориями подвижными, формировавшимися буквально «на ходу»: если сначала зрителей следовало приучить к особенностям определенного жанра, то затем драматурги смело могли играть на зрительских ожиданиях, исполняя или не исполняя их в соответствии с собственными творческими задачами.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
A Warning for Fair Women (2011), ed. by Gemma Leggott [Электронный ресурс] // Faculty of Arts & Science, University of Toronto. URL: http://projects.chass.utoronto.ca/emls/iemls/renplays/A%20Warning%20for%20Fair%20Women%20With%20Introduction%20Edited%20by%20Gemma%20Leggott%201.doc (дата обращения: 03.02.2017).
Adams, J. Q. Jr. (2015) The Authorship of a A Warning for Fair Women [Электронный ресурс] // Hathi Trust Digital Library. URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=coo1.ark:/13960/t7vm4sw3t;view=1up;seq=1 (дата обращения: 03.02.2017).
Benson, S. (2012) Shakespeare, Othello And Domestic Tragedy. N. Y. : Continuum. 173 р.
Danson, L. (2000) Shakespeare's Dramatic Genres. Oxford UP. 160 р.
Danson, L. (2011) The Shakespeare Remix: Romance, Tragicomedy, and Shakespeare's «distinct kind» // Shakespeare and Genre. From Early Modern Inheritances to Postmodern Legacies / Ed. by Anthony R. Guneratne. N. Y. : Palgrave MacMillan. P. 101–118.
Gurr, A. (2011) “The stage is hung with black”: Genre and the Trappings of Stagecraft in Shakespearean Tragedy // Shakespeare and Genre: From Early Modern Inheritances to Postmodern Legacies / ed. by A. R. Guneratne. N. Y. : Palgrave Macmillan. P. 67–82. DOI: 10.1057/9781137010353 4
Orgel, S. (1999) Shakespeare and the Kinds of Drama // Shakespeare and the Literary Tradition / Ed. with an introduction by Stephen Orgel and Sean Kellen. N. Y. & L. : Garland Publishing. P. 45–49.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.1.15
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/