В поисках утраченной нормативности биотехнологий: как возникают траектории улучшения человека
Аннотация
Обоснование границ допустимого является основной темой философского и этического сопровождения биотехнологических проектов. Причиной того, чтобы пересматривать существующие представления о целях применения биотехнологий, могут оказаться как развитие науки, так и появление концепций, реагирующих на философские и этические конфликты, порожденные восприятием биотехнологий.
Современный тип технологической рациональности возникает как результат связывания технологий с биологией и физиологией человека и смешивания искусственного и естественно-биологического содержания науки. Постепенно, но неуклонно происходит переосмысление человека как самодостаточного природного явления, не нуждающегося в каком-либо улучшении.
В статье рассматривается критика утилитаристского подхода к биотехнологиям (Дж. Харрис), ограниченного идеей природы человека как общего блага. Сложность с изменением человека заключается в том, что не всегда удается точно определить человека, которого собираются менять при помощи биотехнологий.
Сложилась такая ситуация, когда как сторонники предостережений об опасностях, которые несет в себе улучшение человека (вплоть до потери не только традиционной формы гуманности, но и самоидентичности на биологическом уровне), так сторонники радикального улучшения человека, которые, напротив, не видят в человеке как в биологическом и духовном существе ничего, что следовало бы сохранить, находятся в периоде сомнений и размышления о будущем человека.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Раддер, Х. (2012) О внутренне присущей технологиям нормативности / пер. с англ. О. Е. Столярова // Онтологии артефактов. Взаимодействие «естественных» и «искусственных» компонентов жизненного мира / ред. О. Е. Столярова. М. : Дело. 454 с. С. 249–269.
Haraway, D. J. (2008) When species meet. Minneapolis : University of Minnesota Press. 421 p.
Fuller, S. (2011) Humanity 2.0: What it Means to be Human Past, Present and Future. NY. : Palgrave Macmillan. 265 p.
Harris, J. (2007) Enhancing Evolution. The Ethical Case for Making Better People. NJ. : Princeton University Press. 242 p.
Lukes, S. (1995) The Curious Enlightenment of Professor Caritat: A Comedy of Ideas. London : Verso. 269 p.
McNamee, M. J., Edwards, S. D. (2006) Transhumanism, medical technology and slippery slopes // Journal of Medical Ethics. № 32. P. 513–518. DOI: 10.1136/jme.2005.013789
Radder, H. (2009) Why Technologies are Inherently Normative // Philosophy of Technology and Engineering Sciences. V. 9. Eindhoven : Eindhoven University of Technology. P. 887–922. DOI: 10.1016/B978-0-444-51667-1.50037-9
REFERENCES
Radder, Kh. (2012) O vnutrenne prisushchei tekhnologiiam normativnosti, transl. by Engl. by O. E. Stoliarova. In: Ontologii artefaktov. Vzaimodeistvie «estestvennykh» i «iskusstvennykh» komponentov zhiznennogo mira, ed. O. E. Stoliarova. Moscow, Delo. 454 p. Pp. 249–269. (In Russ.).
Haraway, D. J. (2008) When species meet. Minneapolis, University of Minnesota Press. 421 p.
Fuller, S. (2011) Humanity 2.0: What it Means to be Human Past, Present and Future. NY., Palgrave Macmillan. 265 p.
Harris, J. (2007) Enhancing Evolution. The Ethical Case for Making Better People. NJ., Princeton University Press. 242 p.
Lukes, S. (1995) The Curious Enlightenment of Professor Caritat: A Comedy of Ideas. London, Verso. 269 p.
McNamee, M. J. and Edwards, S. D. (2006) Transhumanism, medical technology and slippery slopes. Journal of Medical Ethics, no. 32, pp. 513–518. DOI: 10.1136/jme.2005.013789
Radder, H. (2009) Why Technologies are Inherently Normative. Philosophy of Technology and Engineering Sciences, v. 9. Eindhoven, Eindhoven University of Technology. Pp. 887–922. DOI: 10.1016/B978-0-444-51667-1.50037-9
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.1.6
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/