Культурологические практики в образовании: конструктивный потенциал интегрированного урока

Мария Сергеевна Инкижекова

Аннотация


В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов становится актуальным освоение интегративного подхода как одного из феноменов культурологических практик в образовании, ознакомление с его основными принципами и сущностью. Потребность в новых образовательных технологиях, инновационных приемах и методах, используемых в рамках интегративного обучения, обусловлена объективной необходимостью совершенствования профессионально-педагогических компетенций учителей. Интегрированные уроки также позволяют сформировать у учащихся целостное и вместе с тем многоуровневое представление о мире.

В статье представлен пример: алгоритм работы по планированию и организации интегративного урока по теме «М. П. Мусоргский. Сюита “Картинки с выставки”. Десятая (финальная часть) сюиты “Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве”». Автор показывает, что данная тема с привлечением учебного материала по истории, обществознанию, а также дисциплин предметной области «Искусство» позволяет взаимосвязанно не только раскрыть мир художественных образов, но и обратиться к актуальным проблемам современной социокультурной действительности.

Автор делает вывод о том, что урок, построенный на межпредметной интеграции разноуровневых и разнопредметных знаний в образовательном пространстве модернизирующейся школы, предстает конструктивным вариантом систематизации учебного материала. В контексте интегрированного урока по-новому раскрывается функциональная роль педагога, который выступает в роли не столько транслятора знаний, сколько фасилитатора — помощника и наставника.


Ключевые слова


интегрированный урок; межпредметная интеграция; педагог-фасилитатор; культурологические практики; М. П. Мусоргский; история России; терроризм; Золотые ворота

Полный текст:

PDF

Литература


Ассман, А. (2014) Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика : пер. с нем. М. : Новое литературное обозрение. 322, [1] с.

Васильев, А. (2012) Memory studies: единство парадигмы — многообразие объектов (обзор англоязычных книг по истории памяти) // Новое литературное обозрение. Вып. 5 (117). С. 461–480.

Виневская, А. В. (2014) Педагогические технологии. Вопросы теории и практики внедрения : справочник для студентов. Ростов н/Д. : Феникс. 253, [1] с.

Георгиева, Н. Г., Георгиев, В. А., Орлов, А. С. (2012) Исторический словарь. 2-е изд. М. : Проспект. 591 с.

Герасимов, О. В. (2013) Феномен исторической памяти // Вестник Университета Российской академии образования. № 5 (68). С. 133–137.

Гриценко, Л. И. (2008) Теория и практика обучения: интегративный подход : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика». М. : Академия. 237, [2] c.

Горбунов, К. Г. (2012) Терроризм: история и современность : социально-психологическое исследование. М. : Форум. 398 с.

Игнатов, С. Б., Игнатова, В. А. (2013) Интегративный подход в моделировании современного образования // Социально-экологические технологии. № 1. Т. 1. С. 99–105.

Кожушко, Е. (2000) Современный терроризм. Анализ основных направлений. Минск : Харвест. 448 с.

Кошель, П. А. (1995) История наказаний в России; История российского терроризма. М. : Голос. 369, [2] с.

Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы (1978) / сост. и ред. А. Кузнецов. М. : Советский композитор. 416 с.

М. П. Мусоргский [Альбом] / сост., автор вступ. ст. и текста Р. Ширинян. М. : Музыка, 1987. 191 с.

Мутья, Н. Н. (1999) Творчество Виктора Александровича Гартмана, 1834–1873 : автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб. 40 с.

Никитин, А. И. (2009) Конфликты, терроризм, миротворчество. М. : Navona. 231 с.

Орлова, А. А. (1994) Мусоргский в Петербурге. Л. : Лениздат. 220 с.

Отчет Императорской Академии Художеств с 4 ноября 1872 г. по 4 ноября 1873 г. (1874). СПб. : Типография Императорской Академии Художеств. 142 с.

Покушение Каракозова 4 апреля 1866 г. (1926) // Красный архив (исторический журнал). Т. 4 (17). С. 118–124.

Ростовцев, Е. А., Сосницкий, Д. А. (2014) Направления исследований исторической памяти в России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История. № 2. С. 106–126.

Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет ее существования (1866) : в 3 т. / под ред. П. Н. Петрова. СПб. : Типография Комиссионера Императорской Академии Художеств Гогенфельдена и Ко. Т. 3. 424 с.

Стасов, В. В. (1989) Модест Петрович Мусоргский // М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников / сост. Е. М. Гордеева. М. : Музыка. 318 с.

Терроризм — угроза человечеству в XXI веке (2003) : ст. / отв. ред. Р. Б. Рыбаков. М. : ИВ РАН : Крафт+. 267, [2] с.

Требин, М. П. (2004) Терроризм в XXI веке. Минск : Харвест. 810, [4] с.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 12.05.2016).

Федоров, Ю. Е. (2005) Современный терроризм: особенности и перспективы. М. : МГИМО — Университет. 80 с.

Фрид, Э. Л. (1980) Картинки с выставки // Русская музыкальная литература : учеб. пособие для муз. училищ / сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид. 6-е изд., испр. и доп. Вып. 2. Л. : Музыка : Ленингр. отд-ние. 295 с. С. 212–221.

Хальбвакс, М. (2007) Социальные рамки памяти : пер. с фр. М. : Новое издательство. 346 с.

Хантингтон, С. (2003) Столкновение цивилизаций : пер. с англ. М. ; СПб. : АСТ. 603, [2] с.

Харунжев, А. А., Харунжева, Е. В. (2003) Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры // Интеграция образования. № 3. С. 84–89.

Шулькевич, М. М., Дмитренко, Т. Д. (1982) Киев: Архитектурно-исторический очерк. 6-е изд. Киев : Будівельник. 448 с.

REFERENCES

Assman, A. (2014) Dlinnaia ten' proshlogo. Memorial'naia kul'tura i istoricheskaia politika, transl. by Germ. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 322, [1] p. (In Russ.).

Vasil'ev, A. (2012) Memory studies: edinstvo paradigmy — mnogoobrazie ob"ektov (obzor angloiazychnykh knig po istorii pamiati). Novoe literaturnoe obozrenie, vol. 5 (117), pp. 461–480. (In Russ.).

Vinevskaia, A. V. (2014) Pedagogicheskie tekhnologii. Voprosy teorii i praktiki vnedreniia : spravochnik dlia studentov. Rostov na Donu, Feniks. 253, [1] p. (In Russ.).

Georgieva, N. G., Georgiev, V. A. and Orlov, A. S. (2012) Istoricheskii slovar'. 2s ed. Moscow, Prospekt. 591 p. (In Russ.).

Gerasimov, O. V. (2013) Fenomen istoricheskoi pamiati. Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniia, no. 5 (68), pp. 133–137. (In Russ.).

Gritsenko, L. I. (2008) Teoriia i praktika obucheniia: integrativnyi podkhod : ucheb. posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchaiushchikhsia po spetsial'nostiam «Pedagogika i psikhologiia», «Pedagogika». Moscow, Akademiia. 237, [2] p. (In Russ.).

Gorbunov, K. G. (2012) Terrorizm: istoriia i sovremennost' : sotsial'no-psikhologicheskoe issledovanie. Moscow, Forum. 398 p. (In Russ.).

Ignatov, S. B. and Ignatova, V. A. (2013) Integrativnyi podkhod v modelirovanii sovremennogo obrazovaniia. Sotsial'no-ekologicheskie tekhnologii, no. 1, vol. 1, pp. 99–105. (In Russ.).

Kozhushko, E. (2000) Sovremennyi terrorizm. Analiz osnovnykh napravlenii. Minsk, Kharvest. 448 p. (In Russ.).

Koshel', P. A. (1995) Istoriia nakazanii v Rossii; Istoriia rossiiskogo terrorizma. Moscow, Golos. 369, [2] p. (In Russ.).

Mariia Veniaminovna Iudina. Stat'i. Vospominaniia. Materialy (1978) / comp., ed. A. Kuznetsov. Moscow, Sovetskii kompozitor. 416 p. (In Russ.).

M. P. Musorgskii [Al'bom] (1987) / comp. R. Shirinian. Moscow, Muzyka. 191 p. (In Russ.).

Mut'ia, N. N. (1999) Tvorchestvo Viktora Aleksandrovicha Gartmana, 1834–1873 : Thesis of Diss. … Candidate of Art Sciences. St. Petersburg. 40 p. (In Russ.).

Nikitin, A. I. (2009) Konflikty, terrorizm, mirotvorchestvo. Moscow, Navona. 231 p. (In Russ.).

Orlova, A. A. (1994) Musorgskii v Peterburge. Leningrad, Lenizdat. 220 p. (In Russ.).

Otchet Imperatorskoi Akademii Khudozhestv s 4 noiabria 1872 g. po 4 noiabria 1873 g. (1874). St. Petersburg, Tipografiia Imperatorskoi Akademii Khudozhestv. 142 p. (In Russ.).

Pokushenie Karakozova 4 aprelia 1866 g. (1926). Krasnyi arkhiv (istoricheskii zhurnal), vol. 4 (17), pp. 118–124. (In Russ.).

Rostovtsev, E. A. and Sosnitskii, D. A. (2014) Napravleniia issledovanii istoricheskoi pamiati v Rossii. Vestn. S.-Peterb. un-ta, issue 2. Istoriia, no. 2, pp. 106–126. (In Russ.).

Sbornik materialov dlia istorii Imperatorskoi S.-Peterburgskoi Akademii Khudozhestv za sto let ee sushchestvovaniia (1866) : in 3 vol. / ed. P. N. Petrova. St. Petersburg, Tipografiia Komissionera Imperatorskoi Akademii Khudozhestv Gogenfel'dena i Ko. Vol. 3. 424 p. (In Russ.).

Stasov, V. V. (1989) Modest Petrovich Musorgskii. In: M. P. Musorgskii v vospominaniiakh sovremennikov, comp. E. M. Gordeeva. Moscow, Muzyka. 318 p. (In Russ.).

Terrorizm — ugroza chelovechestvu v XXI veke (2003), ed. R. B. Rybakov. Moscow, IV RAN, Kraft+. 267, [2] p. (In Russ.).

Trebin, M. P. (2004) Terrorizm v XXI veke. Minsk : Kharvest. 810, [4] p. (In Russ.).

Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 06.07.2016). Konsul'tantPlius [online] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (access data: 12.05.2016). (In Russ.).

Fedorov, Iu. E. (2005) Sovremennyi terrorizm: osobennosti i perspektivy. Moscow, MGIMO — Universitet. 80 p. (In Russ.).

Frid, E. L. (1980) Kartinki s vystavki. In: Russkaia muzykal'naia literatura : ucheb. posobie dlia muz. Uchilishch, comp., ed. E. L. Frid. 6s ed. Vol. 2. Leningrad, Muzyka, Leningr. otd-nie. 295 p. Pp. 212–221. (In Russ.).

Khal'bvaks, M. (2007) Sotsial'nye ramki pamiati, transl. by Fr. Moscow, Novoe izdatel'stvo. 346 p. (In Russ.).

Khantington, S. (2003) Stolknovenie tsivilizatsii, transl. by English. Moscow, St. Petersburg, AST. 603, [2] p. (In Russ.).

Kharunzhev, A. A. and Kharunzheva, E. V. (2003) Integrirovannyi urok kak odin iz sposobov formirovaniia informatsionnoi kul'tury. Integratsiia obrazovaniia, no. 3, pp. 84–89. (In Russ.).

Shul'kevich, M. M. and Dmitrenko, T. D. (1982) Kiev: Arkhitekturno-istoricheskii ocherk. 6s ed. Kiev, Budіvel'nik. 448 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.4.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru