Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе

Вячеслав Алексеевич Ситаров, Лариса Валерьевна Романюк

Аннотация


В статье анализируется проблема соотношения ценностей и потребностей личности. В контексте социокультурных изменений современного общества показано, что ценности составляют вершинный слой личностной организации, при этом потребности относятся в большей степени к глубинным слоям.

В генетическом плане потребности имеют внутренний источник происхождения, отражая состояние нужды в чем-либо, личностные ценности имеют внешний источник, отражая коллективный опыт социальной общности. Важнейшие личностные образования как идеалы, смыслы, убеждения, принципы формируются на основе ценностей, усвоенных и воспринятых в культуре. Эти образования составляют внутренний духовный стержень личности, ее ментальную формацию.

Для молодежи переход жизненной мотивации от потребностей к ценностям составляет важный этап взросления. Детский период психологически находится под печатью действия различных потребностей, взрослый мир — это мир ценностей. По мере взросления человек все больше управляется ценностями. Взрослый как полноценный субъект означает такой статус, когда человек не только мотивируется ценностями, но и выступает в качестве их активного носителя, транслятора. В этом качестве он начинает влиять на других, становясь социально значимой фигурой, и уже входит в мир как целостная личность. Поэтому выход к ценностям есть важный рубеж на жизненном пути человека, когда он либо делает шаг в сторону взрослости, либо остается в инфантильной зависимой позиции. В этой связи, задача общества помочь молодым людям сделать этот шаг, открыть для них мир ценностей и смыслов. Однако, в обществе потребления такой «вид услуг» не предусмотрен, и новые поколения вынуждены самостоятельно искать способы перешагнуть порог взросления, пытаясь на свой страх и риск пробиться к ценностям сквозь толщу потребительской ментальности.


Ключевые слова


ценности; личностные ценности; потребности; современное общество

Полный текст:

PDF

Литература


Анисимов, С. Ф. (2001) Введение в аксиологию. М. : Современные тетради. 128 с.

Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : МГСА, 592 с.

Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность, сознание, личность. М. : По-литиздат. 304 с.

Леонтьев, Д. А. (2002) От инстинктов — к выбору, смыслу и сомо-регуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современ-ная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл. 343 с. С. 4–12.

Лосский, Н. О. (1991) История русской философии. М. : Высшая школа. 559 с.

Мясищев, В. Н. (2011) Психология отношений: Избранные психо-логические труды / под ред. А. А. Бодалева. 4-е изд. М. ; Воронеж : Модэк ; МПСИ. 398, [1] с.

Ситаров, В. А. Пустовойтов, В. В. (2013) Социальная экология: учебник для бакалавров. 2-е изд. М. : Издательство «Юрайт». 517 с.

Страва, Т. (1999) Академическая зрелость как интегральная цен-ность и показатель готовности студентов к профессиональной деятель-ности : дисс. … д-ра пед. наук. М. ; Щецин. 323 с.

Frankl, V. E. (1969) The will to meaning. N. Y. : New American Li-brary.

REFERENCES

Anisimov, S. F. (2001) Vvedenie v aksiologiiu. Moscow, Sovremennye tetradi. 128 p. (In Russ.)

Ilinskiy, I. M. (2002) Obrazovatel'naia revoliutsiia. Moscow, MGSA. 592 p. (In Russ.).

Leont'ev, A. N. (1975) Deiatel'nost', soznanie, lichnost'. Moscow, Politizdat. 304 p. (In Russ.)

Leont'ev, D. A. (2002) Ot instinktov — k vyboru, smyslu i somoregu-liatsii: psikhologiia motivatsii vchera, segodnia i zavtra. In: Sovremennaia psikhologiia motivatsii, ed. D. A. Leont'ev. Moscow, Smysl. 343 p. Pp. 4–12. (In Russ.)

Losskii, N. O. (1991) Istoriia russkoi filosofii. Moscow, Vysshaia shko-la. 559 p. (In Russ.)

Miasishchev, V. N. (2011) Psikhologiia otnoshenii: Izbrannye psikho-logicheskie trudy, ed. A. A. Bodalev. 4th ed. Moscow, Voronezh, Modek, MPSI. 398, [1] p. (In Russ.)

Sitarov, V. A. and Pustovoitov, V. V. (2013) Sotsial'naia ekologiia: uchebnik dlia bakalavrov. 2e ed. Moscow, Iurait Publ. 517 p. (In Russ.)

Strava, T. (1999) Akademicheskaia zrelost' kak integral'naia tsennost' i pokazatel' gotovnosti studentov k professional'noi deiatel'nosti : Diss. … Doc-tor of Pedagogy. Moscow, Shchetsin. 323 p. (In Russ.)

Frankl, V. E. (1969) The will to meaning. N. Y., New American Li-brary.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.4.10

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru