Концепты воспитания: доступность понимания ключевого понятия и стереотипность его оценивания

Вячеслав Алексеевич Ситаров

Аннотация


Неоднозначность представления педагогики как науки в массовом сознании — от упрощенного эмпирического понимания до излишнего теоретизирования, доводящего педагогическое знание до уровня схоластической догматизации, — не позволяет найти какие-либо единые подходы в реализации воспитания. Традиционное понимание образования как целостного процесса единства обучения и воспитания определяет стереотипность критериев оценивания того и другого. Современному работнику образования традиционно вменяются обе функции — обучающая и воспитывающая.

Существующая формула оценивания результативности по формуле «здесь и сейчас», применяемая в обучении, в воспитании не работает. Данная статья обращает внимание читателя на некоторые «поправки», которые необходимо учитывать в воспитательной работе. Во-первых, доступность в понимании педагогической категории «воспитание», а значит, и вольная его трактовка, не упрощает организации процесса воспитания во всех его ипостасях, но, напротив, намного усложняет его и требует согласованных действий всех субъектов и объектов различных педагогических воздействий. Во-вторых, как следствие из первого, неоднозначное толкование понятия «воспитание», не позволяет иметь одинаковые для всех критерии и показатели оценивания воспитательной работы.


Ключевые слова


воспитание; результативность воспитания; мониторинг воспитательной работы

Полный текст:

PDF

Литература


Быков, А. К. (2006) Концептуальные основы мониторинга воспитания // Педагогика. № 6. С. 19–27.

Вульфсон, Б. Л. (2006) Кризис воспитания // Педагогика. № 5. С. 3–10.

Ильинский, И. М. (2016) Воспитание новых поколений: назревшие проблемы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–12. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.1

Кичева, И. В., Неверова, Т. А. (2012). Современные трансформации терминологии воспитания // Педагогика. № 3. С. 49–59.

Луков, В. А. (2015) Воспитание // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 332–340. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.29

Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений : докл. Ком. РФ по делам молодежи (1995) / авторский коллектив : Ильинский И. М. [и др.]. М. : [б. и.]. 256 с.

Ситаров, В. А., Романюк, Л. В., Луговой, М. В. (2007) Жизнеспособность «Концепции воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 134–137.

Ситаров, В. А. (2014) Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров. М. : ООО «Издательство Юрайт». 447 с.

Ушинский, К. Д. (1907) Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб. : Тип. М. Меркушева. Т. 1. 499 с.

REFERENCES

Bykov, A. K. (2006) Kontseptual'nye osnovy monitoringa vospitaniia. Pedagogika, no. 6, pp. 19–27. (In Russ.).

Vul'fson, B. L. (2006) Krizis vospitaniia. Pedagogika, no. 5, pp. 3–10. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2016) Vospitanie novykh pokolenii: nazrevshie problemy. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5–12. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.1 (In Russ.).

Kicheva, I. V. and Neverova, T. A. (2012). Sovremennye transformatsii terminologii vospitaniia. Pedagogika, no. 3, pp. 49–59. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2015) Vospitanie. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 332–340. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.29 (In Russ.).

Molodezh' Rossii: vospitanie zhiznesposobnykh pokolenii : dokl. Kom. RF po delam molodezhi (1995), ed. Ilinskiy I. M. et al. Moscow. 256 p.

Sitarov, V. A., Romaniuk, L. V. and Lugovoi, M. V. (2007) Zhiznesposobnost' «Kontseptsiia vospitaniia zhiznesposobnykh pokolenii». Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 1, pp. 134–137. (In Russ.).

Sitarov, V. A. (2014) Teoriia obucheniia. Teoriia i praktika : uchebnik dlia bakalavrov. Moscow, Izdatel'stvo «Iurait». 447 p. (In Russ.).

Ushinskii, K. D. (1907) Chelovek kak predmet vospitaniia. Opyt pedagogicheskoi antropologii. St. Petersburg, Tip. M. Merkusheva. Vol. 1. 499 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru