Концептуальные основы системы управления в Японии
Аннотация
В статье представлено исследование системы управления в Японии как феномена синтеза этики, эстетики, религии. Автор использовал методологический подход, основанный на комплексном анализе философского фундамента японской структуры управления, и показал неразрывную связь религиозно-философской трактовки власти, принципов толерантности, традиционных социальных концепций, речевого этикета в японской модели управления.
В исследовании акцентируется внимание на уникальности японской самобытной трактовки власти, имеющей корни синтоистского и конфуцианского происхождения, принципиальной важности в управлении не только порядка соподчинения, но и абсолютной гармонии со-бытия всех ступеней. Реализация принципа wa («гармонии») рассматривается в русле концепций: ittaikan («чувство единства»), oyakokankei («отношения родитель — ребенок»), amae (чувство зависимости).
Управление в Японии рассматривается как искусство, обладающее богатым набором средств выражения основных принципов. Среди них особо отмечается техника принятия решений nemawashi («вращение вокруг корня»), стиль общения — убеждения settoku, принципы коммуникации ishindenshin («от сердца к сердцу»).
В статье прослеживается также глубокая взаимосвязь философии толерантности и искусства управления в японской традиции. Основное внимание уделяется характеристике социально-философских концепций, которые явились фундаментом иерархической структуры японского социума.
Данные традиционные концепции присутствуют в современной Японии не только на уровне теоретического постулата, но и в реалиях механизма управления всех уровней — от небольших коллективов до крупных предприятий, компаний и государства в целом. Результаты исследования позволяют представить иерархическую структуру управления Японии как целостный комплекс, отражающий характерную онтологию миропонимания, раскрывают механизм руководства, обеспечивающий высокий темп экономического развития страны.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Арская, Л. П. (1991) Японские секреты управления. М. : Универсум. 118 с.
Василенко, И. А. (2000) Политическая глобалистика : учеб. пособие для вузов. М. : Логос. 360 с.
Веретнов, В. И. (2009) Японский опыт управления бизнесом [Электронный ресурс] // Проза.ру. URL: http://www.proza.ru/2009/10/11/919 (дата обращения: 12.12.2015).
Гвоздевская, Г. А. (2013a) Иерархическая структура японской философии, социума, языка: образцы и исполнение // Культура — равновесие и гармония будущего мира : сб. науч. тр. М. : Академия ГПЧ МЧС России. 192 с. С. 44–49.
Гвоздевская, Г. А. (2013b) Этикет как главная составляющая иерархического порядка японского социума // Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Культура и безопасность в современном мире». М. : Академия ГПЧ МЧС России. 229 с. С. 84–86.
Карелова, Л. Б. (2013) Принципы буддийской и конфуцианской этики в формировании концепции корпоративной социальной ответственности в современной Японии // Япония. Ежегодник. № 42. С. 89–100.
Курицын, А. Н. (1994) Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М. : Изд-во стандартов. 197 [1] с.
Кнорринг, В. И. (2001) Теория, практика и искусство управления : учебник для вузов по специальности «Менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. М. : НОРМА (Изд. группа НОРМА — ИНФРА-М). 528 с.
Козлов, А. А. (2002) Управление персоналом в японских корпорациях в условиях глобализации экономики // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. С. 122–128.
Лайкер, Дж. (2012) Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира Джеффри Лайкер : пер. с англ. М. : Альпина Паблишер. 412 с.
Мильдон, В. И. (1992) Бесконечность мгновения (национальное в художественном сознании). М. : Советский писатель. 432 с.
Keieirinen [Философия управления] [Электронный ресурс] // Panasonic (официальный сайт). URL: http://www.panasonic.com/jp/corporate/management/governance.html (дата обращения: 01.01.2016).
Симхович В. А. (2002) Истоки современной японской системы управления // Проблемы теории и практики управления. № 6. С. 114–120.
Тарасова, Т. В. (2003) «Три кита» японского маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. № 6. С. 119–135.
Шарко, М. В. (2007) Японская вежливость и национально стилизованные константы дипломатии // Полигнозис. № 1 (29). С. 96–105.
Arbor, A. (1995) Nemawashi essential for conducting research in Japan [Электронный ресурс] // Social science & medicine. № 41(3). URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7481931# (дата обращения: 12.12.2015).
Doi Takeo (2002). The Anatomy of Dependence. Toukyou : Kodansha. 192 p.
Nakane Chie (1967) Tateshakai no ningen kankei: tanʼitsu shakai no riron [Взаимоотношение людей в иерархическом обществе]. Tōkyō : Kōdansha, Shōwa 42. 189 p. (На яп. яз.).
Yoshimori Masaru (1998) Kigyou wa dare no mono ka. Kigyougainen no nichibeiouhikaku [Кому принадлежит компания? — Сравнение японских, американских, европейских концепций] [Электронный ресурс] // Niftyhomupejisabisu. URL: http://myoshimori.world.coocan.jp/papers/6.pdf (дата обращения: 15.01.2016). (На яп. яз.).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.17
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.