Модели коммуникации власти и общества в механизме публичного управления современной Японии
Аннотация
В статье раскрывается проблема когнитивных основ формирования и функционирования коммуникативных практик в механизме публичного управления незападных обществ на примере Японии.
Анализируются легальные и теневые каналы участия различных заинтересованных групп в распределении «общественного блага» с использованием институтов публичной власти. Все коммуникативные практики в сфере публичных услуг включены в особый образец социальных и политических диспозиций, которые в решающей мере определяют эффективность политической системы и ее институтов в разных странах. Диспозиции и паттерны поведения объясняют, почему универсальные институты и практики демократического правления по-разному работают в разных культурных средах.
Структура институтов публичного управления в Японии аналогична парламентским моделям, распространенным на Западе, но адаптированным к местной культурной среде. По этой причине современная система политической коммуникации Японии представляет собой синтез традиционных начал и институциональных новаций. Благодаря развитой культурной традиции и ориентации элит на реализацию национальных интересов система публичного управления Японии чрезвычайно восприимчива к внешним изменениям и способна трансформироваться. Провозглашая свою исконную, глубинную связь с религиозно-философской и этической традицией, японцы, тем не менее, всегда проявляли большую гибкость и готовность принять иноземные элементы, если те открывали новые возможности для процветания страны и повышали легитимность публичной власти. Для лучшего восприятия и адаптации к повседневной жизни эти новшества были облечены в национально-культурные формы. Усвоенные таким образом зарубежные практики становились привычно японскими, что означало «вестернизацию» содержания религиозно-философской традиции, формирование на этой основе обновленной традиции, переосмысленной в соответствии с требованиями времени. В этом смысле система государственного управления Японии носит инновационный характер, она постоянно совершенствовалась путем заимствования институтов и процедур западного (континентального и англо-американского) государственного менеджмента.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Анисимцев, Н. В. (2004) Правовая эволюция государственного строя Японии: внешнеполитические следствия (прогноз) // Известия Вос-точного ин-та. № 8. С. 74–83.
Бьюкенен, Дж. (1994) Конституция экономической политики [Нобелевская лекция 1986 г.] // Вопросы экономики. № 6. С. 105–111.
Грейсон, Дж. К. мл., О'Делл, К. (1991) Американский менеджмент на пороге XXI века. М. : Экономика. 320 с.
Иванов, А. (2009) Конец японской «партии власти»? // Интелрос. URL: http://www.intelros.ru/pdf/Rus_Jornal/38/14.pdf (дата обращения: 29.03.2014).
Карасев, М. (2008) Системы представительства интересов бизнеса в Японии [Электронный ресурс] // Политком.Ру. URL: http://politcom.ru/print.php?id=6170 (дата обращения: 29.03.2014).
Кошкин, А. (2009) Почему в Японии кардинально изменилась власть? [Электронный ресурс] // Newsland. URL: http://newsland.com/ news/ detail/id/421936/ (дата обращения: 29.03.2014).
Льюис, Р. (1999) Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию : пер. с англ. М. : Дело. 439 с.
Фуко, М. (2002) Интеллектуалы и власть : избр. полит. ст., выступл. и интервью : пер. с фр. М. : Праксис. 390 c.
Jo, Moon N. (1987) Japanese Traditional Valúes and Industrialization // International Social Science Review. Vol. 62. № 1. P. 3–13.
Masakazu, Y. (1986) Pluralism in der Kultur. Japan in der Westen. Franfurt a. M. : Campus Verlag. 457 p. (На нем. яз.).
Pye, L. (1965) Political Culture and Political Development // Pye, L., Verba, S. Political Culture and Political Development. Princeton : Princeton University Press. 241 р. Р. 3–26.
Wolferen, K. Van. (2008) The Enigma of Japanese Power: People and Politics in a Stateless Nation. L. : Macmillan London ltd. 412 р.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.16
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.