Копродукционизм в культуре и искусстве как глобальный тренд

Ирина Георгиевна Хангельдиева

Аннотация


В статье представлены авторские размышления об особенностях развития современной культуры, в частности искусства, в условиях глобализации. Большое внимание автор уделяет такому тренду, как копродукционизм.

ХХI в. внес значительные коррективы в традиционные представления об институциональных формах функционирования художественной культуры, особенно за последнее тридцатилетие. Функционирование искусства претерпевает ряд трансформаций. Макроэкономические факторы, агрессивно воздействующие на все сферы жизнедеятельности, заставляют его представителей искать новые инструменты и механизмы для преодоления создавшихся трудностей. К нетрадиционным методам создания художественных произведений в театре и кинематографе сегодня можно отнести копродукцию.

 Копродукционизм в культуре и искусстве — глобальный тренд. Копродукция подразумевает совместное производство, совместную деятельность, совместное финансирование. Это не просто объединение усилий нескольких производителей, это особого рода интеграция, характеризующаяся достаточно сильным взаимопроникновением. Копродукция — совместное производство как минимум двух сторон, которые вовлечены в процесс создания и финансирования спектакля или какого-либо другого художественного продукта, при этом существенным моментом является то, что стороны являются представителями разных организационных структур, в нашем случае прежде всего разных стран.

По затратам создать копродукционный спектакль, построенный на принципах партнерства, значительно дешевле, чем поставить его в отдельном театре с нуля. Рынок исполнительского искусства стал глобальным, и перемещение спектаклей со сцены на сцену, из стран в страну не вызывает проблем. Копродукционизм на первый взгляд ближе к бизнесу, чем к сфере культуры и искусства.

В настоящее время, опираясь на принцип кооперации, мировые оперные театры имеют возможность экономить до 2/3 расходов на постановку новых спектаклей. Последние годы творческая копродукция привлекает внимание публики на разных сценах российских театров. Но в первую очередь такие примеры можно обнаружить в репертуарных афишах театров Москвы и Санкт-Петербурга. На известном российском театральном фестивале «Золотая маска» выделена специальная позиция — «Иностранные лицензионные постановки» в номинации «Лучший балетный спектакль». Есть открытые данные, по которым можно проследить данную динамику с 2008 по 2014 г. Данные статистики свидетельствуют о том, что копродукционизм набирает обороты.


Ключевые слова


глобализация; культура; искусство; театр; сотрудничество театров; копродукция; копродукционизм

Полный текст:

PDF

Литература


Бек, У. (2001) Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию / пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника ; общ. ред. и послесл. А. Филиппова. М. : Прогресс-Традиция. 304 с.

Бек, У. (2012) Жизнь в обществе глобального риска — как с этим справиться: космополитический поворот // Вестн. Института Кеннана в России. Вып. 22. С. 57–69.

Гетман, А. (2015) Создавать будущее вместе [Электронный ресурс] // Большой театр. № 1. С. 8–9. URL: http://www.bolshoi.ru/upload/iblock/87a/87abc20efd1b52d6a4a93403d94f1861.pdf (дата обращения: 11.02.2016).

Огородникова, А. (2015) «Золотая маска», или Черный ящик [Электронный ресурс] // Континент Сибирь on-line. 15 января. URL: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/3744 (дата обращения: 12.02.2016).

Barker, Ch. (2003) Cultural Studies. Theory and Practice. L. : SAGE Publications. 450 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.13

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru