Этническая идентичность в контексте теории потребностей

Ольга Викторовна Долженкова, Юрий Владимирович Попков

Аннотация


Этническая идентичность рассматривается как явление, обусловленное наличием устойчивых потребностей в ней. Цель статьи состоит в том, чтобы на основе обобщения широкого корпуса литературных источников выявить те потребности, с которыми связана этническая идентичность. На основе проведенного анализа показано, что этническая идентичность является формой проявления аффилиативной потребности, и в этом качестве она взаимосвязана как со специфическими человеческими потребностями, в частности с потребностью в нормативном регулировании, так и с базовыми витальными потребностями в виде потребности в самосохранении.

Отталкиваясь от специфики этнической идентичности, авторы прослеживают ее связь с социально-экономической сферой, являющейся основой обеспечения потребности в самосохранении.  

В частности, изменение этнической идентичности может рассматриваться как стратегия выживания через обеспечение полноценного участия в экономической жизни общества в условиях, когда старые нормы поведения перестают соответствовать требованиям измененной социальной среды. Подобная стратегия может реализовываться и посредством сохранения этнической идентичности, если имеется экономическая ниша, обеспечивающая полноценную адаптацию обладателей данной идентичности к социальным условиям. Столь тесная связь этнической идентичности с потребностью в самосохранении, реализующейся посредством экономических потребностей, объясняется тем, что изначально этническая общность обеспечивала полный цикл жизнедеятельности и удовлетворение всего комплекса необходимых потребностей. Этот факт был следствием присущего традиционному обществу синкретизма всех сторон жизни человека.

Разделение моментов социальной и личностной ориентации в исследовании этнической идентичности отражает расщепление этой целостности жизнеобеспечения. Так, смена этнической идентичности в контексте личностной ориентации связана с обособлением потребности, обеспечивающей психологическую устойчивость существования индивида.

Другим следствием расщепления целостности жизнеобеспечения становится рост опосредованности процесса реализации основных потребностей. Потребность в самосохранении начинает осуществляться через инструментальное использование этнической идентичности для удовлетворения экономических потребностей, и особое значение приобретает изучение нормативно-ценностного компонента этнической идентичности. Первоначально этническая общность обеспечивала весь цикл жизнедеятельности индивида, поэтому этническая идентичность непосредственно связана с нормативным регулированием. Однако в ходе расщепления исходной целостности материальной и духовной сфер ценности перестают быть напрямую связанными с потребностью в самосохранении и также могут приобретать инструментальное значение. 


Ключевые слова


этническая идентичность; этничность; потребности; потребность в самосохранении

Полный текст:

PDF

Литература


Апресян, Р. Г. (1995) Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М. : Изд-во Ин-та философии РАН. 353 с.

Асеев, В. Г. (1974) Об истоках человеческой мотивации // Проблемы формирования социогенных потребностей : материалы I Всесоюз. конф. (4–6 ноября 1974 г., Тбилиси) / отв. ред. Ш. Н. Чхартишвили, Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси : Ин-т психологии. 307 с. С. 8–11.

Байльдинов, Е. (2010) Потребности индивида и развитие общества // Общество и экономика. № 2. С. 64–72.

Барт, Ф. (2006a) Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / отв. ред. Ф. Барт. М. : Новое издательство. 200 с. С. 9–49.

Барт, Ф. (2006b) Пуштунская идентичность и поддержание ее сохранности // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / отв. ред. Ф. Барт. М. : Новое издательство. 200 с. С. 142–165.

Гусейнов, А. А. (1974) Социальная природа нравственности. М. : Изд-во Моск. ун-та. 157 с.

Дробижева, Л. М. (1994а) Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтничных государствах / отв. ред. В. А. Тишков. М. : Наука. 320 с. С. 71–85.

Дробижева, Л. М. (1994b) Ценности и символы в контексте новых концепций этничности // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / отв. ред. Л. М. Дробижева, Т. С. Гузенкова. М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН. 236 с. С. 8–25.

Дробницкий, О. Г. (1974) Понятие морали. Историко-критический очерк. М. : Наука. 388 с.

Ивин, А. А. (2005) Современная философия науки. М. : Высшая школа. 592 с.

Каверин, С. Б. (1998) Мотивация труда. М. : Ин-т психологии РАН. 224 с.

Каган, М. С., Маргулис, А. В., Хмелев, А. М. (1976) Постановка проблемы потребностей в современной науке // Проблема потребностей в этике и эстетике / отв. ред. М. С. Каган, В. Г. Иванов. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та. Вып. 3. 175 с. С. 5–15.

Карлов, В. В. (2010) Народы северо-восточной Евразии в XIX и XX веках. М. : КДУ. 476 с.

Коротеева, В. В. (1994) Этнические символы и символическая природа этничности, концепции Дж. Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / отв. ред. Л. М. Дробижева, Т. С. Гузенкова. М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН. 236 с. С. 37–55.

Линтон, Р. (2001) Личность, культура и общество // Личность. Культура. Общество. Т. 3. Вып. 1. С. 68–87.

Мархинин, В. В. (1989) Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса (философско-социологический аспект). Томск : Изд-во Томск. ун-та. 145 с.

Мертон, Р. (1994) Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / сост. Е. И. Кравченко ; под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во МГУ. 496 с. С. 379–448.

Обсуждение доклада В. А. Тишкова «О феномене этничности» (1998) / В. А. Тишков, Т. С. Гузенкова, А. Д. Коростелев, С. Н. Абашин, Е. И. Филиппова, А. Н. Ямсков, Л. М. Дробижева, Г. У. Солдатова, В. Р. Филиппов // Этнографическое обозрение. № 1. С. 31–50.

Обуховский, К. (1974) Потребности и их классификация // Проблемы формирования социогенных потребностей : материалы I Всесоюз. конф. (4–6 ноября 1974 г., Тбилиси) / отв. ред. Ш. Н. Чхартишвили, Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси : Ин-т психологии. 307 с. С. 53–56.

Парк, Р. Э. (2001) По ту сторону наших масок // Личность. Культура. Общество. Т. 3. Вып. 1. 308 с. С. 101–114.

Парыгин, Б. Д. (1974) Научно-техническая революция и динамика социальных потребностей // Проблемы формирования социогенных потребностей : материалы I Всесоюз. конф. (4–6 ноября 1974 г., Тбилиси) / отв. ред. Ш. Н. Чхартишвили, Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси : Ин-т психологии. 307 с. С. 95–98.

Першиц, А. И. (1982) Проблема аксиологических сопоставлений в культуре // Советская этнография. № 3. C. 3–12.

Семенов, Ю. И. (1989) На заре человеческой истории. М. : Мысль. 319 с.

Симонов, П. В. (1987) Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М. : Наука. 270 с.

Скворцов, Н. Г. (1996a) Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб. : 1996. 184 с.

Скворцов, Н. Г. (1996b) Этничность в современном обществе: подходы и проблемы // Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. Вып. 4 / сост. С. М. Климов ; редкол.: В. Т. Пуляев, К. Н. Хабибуллин, Н. Г. Скворцов. СПб. : Знание. 127 с. С. 45–54.

Степанов, В. В., Сусоколов, А. А. (1990) Этнос и его среда // Человек. № 6. С. 52–55.

Стефаненко Т. Г. (1998) Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / отв. ред. В. С. Собкина. Т. 4. Вып. 6. М. : Центр социологии образования РАО. 268 с. С. 85–105.

Токарев, С. А. (1972) Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи // Охотники. Собиратели. Рыболовы. Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. М. : Наука. 381 с. С. 236–379.

Фромм, Э. (2006) Бегство от свободы : пер. с англ. М. : АСТ. 571 с.

Холанд, Г. (2006) Экономические факторы в этнических процессах // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / отв. ред. Ф. Барт. М. : Новое издательство. 200 с. С. 73–92.

Хотинец, В. Ю. (2002) Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург : Изд-во Уральск. ун-та. 121 с.

Шимановский, Д. С. (1976) Генезис нравственных потребностей // Проблема потребностей в этике и эстетике / отв. ред. М. С. Каган, В. Г. Иванов. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та. Вып. 3. 175 с. С. 31–37.

Эйдхейм, Х. (2006) Когда этническая идентичность становится социальным стигматом? // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / отв. ред. Ф. Барт. М. : Новое издательство. 200 с. С. 50–73.

Эриксон, Э. (2006) Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. М. : Флинта : МПСИ : Прогресс. 352 с.

Cohen A. (1969) Custom and Politics in Urban Africa. A Study of Hausa Migrants in Yoruba Towns. Berkley and Los Angeles, University of California Press. 252 p.

De Vos, G., Romanucci-Ross, L. (1975) Ethnicity: Vessel of Meaning and Emblem of Contrast // Ethnic Identity. Cultural Continuities and Change. Ed. by G. De Vos, L. Romanucci-Ross. California, Mayfield Publishing Company, Palo Alto. 395 p. P. 363–389.

Isaacs H. R. (1975) Basic Group Identity: The Idols of the Tribe. Ethnicity: Theory and Experience. ed. by N. Glazer and D. P. Moynihan. Cambridge, Harvard university press. 531 p. Р. 29–52.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.5

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru