Феномен мобилографии как новая форма репрезентации идентичности

Таисия Сергеевна Паниотова, Мария Владимировна Митрохина

Аннотация


В статье анализируется феномен мобилографии в контексте современной молодежной культурной среды и в тесной взаимосвязи с проблемой культурной идентичности. Авторы выдвигают предположение о том, что мобильная фотография на данном этапе развития общества способна служить одним из средств культурной самоидентификации молодежи, способов ее выстраивания и форм репрезентации.

Культурная идентичность понимается авторами как интерсубъективная сторона культуры или культура, специфическим образом интериоризированная. Мобилография (мобильная фотография) — собирательное название, которым обозначают фотографии, сделанные на устройство, не предназначенное для профессионального фотографирования, — явление, достигшее огромнейших масштабов в последние годы.

Феномен мобилографии анализируется с помощью семиотического, структурного и культурологического методов. Приводятся результаты эмпирического исследования авторов (2015 г.) с целью выявления новых специфических форм репрезентации культурной идентичности посредством определенных жанров любительской фотографии и их авторская классификация. Исследование проводилось на основе фотографий, опубликованных на личных страницах россиян в возрасте от 16 до 30 лет в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, Flickr. Данные социальные сети были избраны ввиду наибольшей популярности среди российской молодежи и обилия фотоконтента. В итоге были изучены и интерпретированы 1000 фотографий, сделанных на мобильный телефон владельцами 100 аккаунтов и блогов.

Авторы отмечают, что реализация и презентация культурной идентичности посредством мобильной фотографии происходит прежде всего через идентификацию представителей молодого поколения с отчим домом, малой родиной и большой родиной; знаковыми историческими событиями и людьми; объектами культурного и природного наследия. К креативным формам, акцентуирующим презентацию культурной идентичности, авторы относят постановочные фотографии, флешмобы, фотоакции и другие виды экспрессивной фотографии.

Исследование показало, что феномен мобильной фотографии выступает важным способом самоопределения и самопрезентации молодых людей в культуре, трансформируя процессы приобретения идентичности, в частности культурной.


Ключевые слова


идентичность; атрибуты идентичности; культурная идентичность; мобилография; мобильная фотография; селфи; интернет-коммуникация; социальные сети; молодые люди; репрезентация; коннотация; коммуникация

Полный текст:

PDF

Литература


Барт, Р. (2003) Фотографическое сообщение // Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых. 512 с. С. 378–392.

Барт, Р. (2011) Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр., послесл. и коммент. М. Рыклина. М. : ООО «Ад Маргинем Пресс». 272 c.

Гирц, К. (2004) Интерпретация культур : пер. с англ. М. : РОССПЭН. 560 c.

Джемс, У. (1991) Психология : пер. с англ. / под ред. Л. А. Петровской. М. : Педагогика. 368 с.

Зиммель, Г. (1996) Избранное : в 2 т. : пер. с нем. М. : Юрист. Т. 1: Философия культуры. 671 с. (Сер.: Лики культуры).

Кассирер, Э. (2002) Философия символических форм : [в 3 т.] М. ; СПб. : Университетская книга. Т. 1: Язык. 272 с.

Морен, Э. (2005) Метод. Природа Природы / пер. с фр., вступ. ст. Е. Н. Князевой. М. : Прогресс-Традиция. 464 с.

Хабермас, Ю. (1992) Модерн — незавершенный проект / пер. с нем. А. Б. Григорьева // Вопросы философии. № 4. С. 40–52.

Штомпка, П. (2007) Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник / пер. с польск. Н. В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. М. : Логос. 168 с.

Bourdieu, P. (1985) Dialogue à propos de l’histoire culturelle // Actes de la recherche en sciences sociales. No. 59. Р. 86–93.

Giménes, G. (1997) Materiales para una teoría de identidades sociales // Frontera norte. Vol. 9. No. 18. Р. 9–28.

Solis, B. (2012) Meet Generation C: The connected customer [Электронный ресурс] // Brian Solis. April 9. URL: http://briansolis.com/2012/04/meet-generation-c-the-connected-customer/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.04.2015).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.1.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru