Мировоззренческий и воспитательный потенциал философии и философского клуба в вузе
Аннотация
В статье утверждается, что в современном отечественном образовании в рамках преподавания философии приоритет сохраняется за мировоззренческой и воспитательной функцией. Полноценная реализация мировоззренческого и воспитательного потенциала философии в вузах, ссузах и даже школах необходима в целях национальной безопасности. Повысить авторитет философии в вузах и социокультурном пространстве позволит академическая свобода в преподавании, ставка на проблемно-ориентирующие курсы в обучении и возможность просветительской деятельности философов вне стен университета.
Одна из препон на этом пути — отсутствие поддержки философского просвещения со стороны государства. Между тем именно философия как мировоззренческая система вырабатывает в личности такие важные социальные качества, как серьезность и ответственность. Занятия философией вызывают заинтересованность не только в профессиональных, но и в духовно-нравственных проблемах. Широкие перспективы для актуализации философии в студенческой среде открывает междисциплинарный курс «Основы российской государственности», введенный в российских вузах с сентября 2023 г.
Простор для развития научно-творческого и духовного потенциала студенческой молодежи предоставляет внеаудиторная работа в виде философских клубов и дискуссионных площадок. Анализ опыта работы студенческого философского клуба «Школа Софии», действующего в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации, позволил автору выявить специфику философского клуба в кооперативном вузе. Она заключается в том, что потребительская кооперация является социально ориентированной системой, в задачи которой входит не только получение прибыли, но и социальная защита населения. Молодые кооператоры усваивают этот принцип со студенческой скамьи, в том числе на занятиях по философии и в философском клубе.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Вахитов, К. И. (2007) История потребительской кооперации России. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 400 с.
Восканян, А. Н. (2022) Опыт организации внеурочной деятельности студентов при изучении общественных дисциплин (на примере работы философского клуба) [Электронный ресурс] // МультиУрок: проект для учителей. 14 февр. URL: https://multiurok.ru/files/opyt-organizatsii-vneurochnoi-deiatelnosti-student.html (дата обращения: 20.08.2023).
Грязных, Д. В. (2016) Бытийные искания: онлайн-книга. Ridero [Электронный ресурс] // IKNIGI.NET. URL: https://iknigi.net/avtor-dmitriy-gryaznyh/199748-bytiynye-iskaniya-dmitriy-gryaznyh/read/page-2.html (дата обращения: 20.08.2023).
Гуров, Ю. С. (2008) Философский анализ проблем потребкооперации // Вестник Чебоксарского кооперативного института. № 2 (2). С. 11–14.
Драч, Г. В. (2021) Философия в современной России: кризис или самообретение? (Продолжаем полемику) // Научная мысль Кавказа. № 4. С. 47–53.
Ерофеева, К. Л. (2005) Философский студенческий клуб: опыт и перспективы // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. Вып. 2. С. 1–4.
Исмуков, Н. А. (2005). Философия потребительской кооперации (нравственный аспект) // Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации: материалы межвузовской научно-практической конференции (26–27 января 2005 г.). Ч. 1. Чебоксары : Руссика. 718 с. С. 8–14.
Камю, А. (1990) Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М. : Политиздат. 415 с. (Мыслители ХХ века). С. 24–100.
Канарш, Г. Ю. (2023) Россия в мировых процессах модернизации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. № 1 (63). С. 113–127. DOI: 10.26456/vtphilos/2023.1.113.
Колосов, В. А. (2012) Ликвидаторство и нигилизм по отношению к философии в 1920-е годы в СССР и их преодоление // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. № 6. С. 61–67.
Корсаков, С. Н. (2022) Советские философы поколения 1920-х годов // Политическая концептология. № 2. С. 65–117.
Лексин, В. Н. (2020) Синтез общества потребления и информационного общества // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 13. № 2. С. 195–211.
Лукичев, В. А. (2021) Является ли марксизм-ленинизм наукой? Диспутклуб [Электронный ресурс] // РУСО: Российские ученые социалистической ориентации. 8 янв. URL: https://csruso.ru/disputklub/5225/ (дата обращения: 20.08.2023).
Мальцев, А. Ю. (2004) Теоретико-философский подход к анализу проблематики философии как учебной дисциплины // Сумма философии. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. С. 42–48.
Минин, С. К. (1922) Философию за борт! [Электронный ресурс] // Армия и революция. Научный военно-политический журнал. № 5. С. 16–26. URL: https://vk.com/@marxist_science-filosofiu-za-bort (дата обращения: 10.08.2023).
Мухаметшина, Е. (2023) Каким будет курс «Основы российской государственности» для всех российских студентов [Электронный ресурс] // Ведомости. 31 марта. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/31/969106-kurs-osnovi-rossiiskoi-gosudarstvennosti (дата обращения: 10.08.2023).
Набиева, А. Р., Бродский, В. А. (2021) Социально-экономическая миссия потребительской кооперации в инфраструктуре национальной экономики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. № 3. С. 3–10.
На заседании философского клуба ЧКИ РУК обсудили пути модернизации России (2023) [Электронный ресурс] // Чебоксарский кооперативный институт. 30 янв. URL: https://cheb.ruc.su/news/detail/126720/ (дата обращения: 20.08.2023).
Никитина, Э. В. (2017) Леонид Таймасов: «Важно стать профессионалом, но еще важнее — быть Человеком» // Студ. вестник ЧКИ РУК. Январь. № 54 (129). С. 2–3.
Осипов, В. М. (2011) Философия и жизнь // Как изучать философию? : сб. науч. и метод. ст. / науч. ред. В. И. Чекушкин. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 208 с. С. 32–51.
Ростовцева, Л. И. (2002) Потребительская культура: между гедонизмом и аскетизмом // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. № 4. С. 87–101.
Философский клуб ЧГИК: коммуникация людей, идей и пространства смыслов (2020) [Электронный ресурс] // Челябинский государственный институт культуры: офиц. сайт. 6 марта. URL: https://chgik.ru/sitemap/filosofskiy-klub-chgik-kommunikaciya-lyudey-idey-i-prostranstva-smyslov (дата обращения: 20.08.2023).
Чернова, Э. Г. (2013) Потенциал мировоззренческих дисциплин в системе высшего профессионального образования // Социум и власть. № 1 (39). С. 30–31.
Шелер, М. (1994) Человек и история // Избранные произведения / пер. с нем. под ред. А. В. Денежкина. М. : Гнозис. 490 с. С. 70–97.
Шиманская, О. К., Чудина, Е. Г., Беляева, Т. К. (2018) Научно-дискуссионный клуб как эффективная форма организации студенческого самоуправления // Проблемы современного педагогического образования. № 59-4. С. 375–378.
Щербаков, В. П. (2018) Сартр и Хайдеггер о человеческом существовании: заброшенность и свобода // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. № 3. С. 15–25.
Эппле, Н. В. (2015) Философия хотя бы на год. Нужно ли России формирование рационально мыслящей, свободолюбивой и ответственной личности [Электронный ресурс] // Ведомости. 30 ноября. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/12/01/619010-filosofiya-god (дата обращения: 10.08.2023).
Spiritual and Moral Foundations of Consumer Cooperation in the Light of Ethnocultural Traditions (Using the Activities of Chuvashpotrebsoyuz as an Example) (2023) / Nikitina, E. V., Mikhailova, E. M., Evgrafova, T. N., Fadeeva, C. V., Grigorieva, M. N. // Challenges of the Modern Economy: Digital Technologies, Problems, and Focus Areas of the Sustainable Development of Country and Regions / ed. by Yakhya G. Buchaev, Arsen S. Abdulkadyrov, Julia V. Ragulina, Arutyun A. Khachaturyan and Elena G. Popkova. Springer, XX, 737 p. Pp. 279–282. DOI: 10.1007/978-3-031-29364-1.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.16
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/