Взгляд на управление рисками через призму образовательной деятельности высших учебных заведений
Аннотация
Работа посвящена анализу основных рисков и угроз в сфере образования. В статье научно подтверждается, что сфера высшего образования является одним из основных элементов в обеспечении экономической безопасности государства, так как главный целью высших учебных заведений является подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов для востребованных на рынке труда секторов производства.
Описаны основные группы рисков в сфере образовательной деятельности высших учебных заведений для дальнейшей разработки конкретных методов по минимизации рисков и проведения исследований на предмет разработки и внедрения системы управления рисками в высших учебных заведениях. Основные задачи заключаются в анализе существующих проблем в процессе образования, исследовании важнейших подходов к классификации рисков в образовательной сфере и идентификации факторов риска, выявлении критических рисков при осуществлении образовательной деятельности высшими учебными заведениями.
При проведении исследования использовались методы наблюдения и сбора фактов, исторический и логический, анализа, синтеза и др.
Рассмотрены подходы к классификации рисков в сфере образования, проанализированы факторы риска и идентифицированы критические риски в образовательной деятельности высших учебных заведений.
В ходе исследования была составлена карта рисков в зависимости от степени негативных последствий и вероятности реализации риска, рассчитанных экспертным путем. С помощью карты рисков выявлены самые критические группы рисков: риск быстрого устаревания транслируемого знания, риск сокращения бюджетного финансирования, риск отсутствия моделирования данных, автоматизация бюджетирования высококвалифицированных преподавателей, риск несоответствия образовательных программ потребностям рынка труда и риск неконкурентоспособности вузов на глобальном рынке.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Аксенов, К. А., Клебанов, Б. И., Гончарова, Н. В. (2004) Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. № 2. С. 54–57.
Бочаров, С. А. Иванов, А. А., Олейников, С. Я. (2008) Основы бизнеса. М. : ЕАОИ. 447 с.
Гуляихин, В. Н. Васильев, О. Н. (2003) Учебно-методический комплекс «Логика» : учебно-метод. пособие для студентов гуманитарных факультетов / науч. ред. А. А. Хачатрян. Волгоград : Изд-во ВолГУ. 124 с.
Дадалко, В. А. (2017) Инновационные модели обучения в современном образовании: справочные материалы. М. : Фонд ДПО «Совет». 368 с.
Индикаторы образования 2017 (2017). Стат. сб. / Л. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина и др. М. : НИУ ВШЭ. 320 с.
Кошкина, А. Наскрести на диплом [Электронный ресурс] // Профиль. URL: http://www.profile.ru/obsch/item/115772-naskresti-na-diplom (дата обращения: 17.03.2023).
Кричевский, В. Ю. (2017) Качественная оценка реформы системы образования в Росси // Непрерывное образование. Вып. 3 (21). С. 8–14.
Лысенко, И. А. (2012) Механизмы и модели процесса управления рисками многопрофильного образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Уфа. 29 с.
Менеджмент рисков. Методики оценки рисков (2009) М. : Стандартинформ. 94 с.
Новикова, И. И. (2008) Управление рисками в деятельности высших учебных заведений Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М. 22 с.
Радионова, Н. Ф., Тряпицына, А. П. (1999) Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. Вып. 7. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 7–17.
Солодухин К. С. (2011) Разработка методологии стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М. 39 с.
Ходурский, Д. М. (2016) Оценка рисков в деятельности университетов [Электронный ресурс] // Naukarastudent.ru. №. 04 (028). URL: http://nauka-rastudent.ru/28/3347/ (дата обращения: 17.03.2023).
Щеглов, П. Е., Никитина, Н. Ш. (2003) Риски в образовании // Университетское управление: практика и анализ. № 1 (24). С. 46–59.
Clark, B. (2004) Sustaining Change in Universities: Continuities in Case Studies and Concepts. New York : Open University Press.
Fullan, M., Stiegelbauer, S. (1991) The new meaning of educational change. 2nd ed. New York : Teachers College Press.
Hargreaves, A. (1994) Changing Teachers Changing Times. Cassell, London.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.2.3
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/