«Мера за меру»: пьеса Шекспира, роман Достоевского (театр «Глобус», 2012)

Annie Oganesovna Martirosyan

Аннотация


Настоящая статья рассматривает влияние Ф. М. Достоевского на спектакль по пьесе Шекспира «Мера за меру», поставленный Ю. Н. Бутусовым в 2012 г. в лондонском театре «Глобус». Спектакль был впервые поставлен в 2010 г. в Государственном академическом театре имени Е. Б. Вахтангова в Москве.

Автор доказывает, что одна и та же постановка может сочетать в себе черты адаптации и апроприации, которые могут сосуществовать с различной степенью интенсивности, в одном и том же контексте. Отдав роли герцога и Анджело одному актеру, Сергею Епишеву, Бутусов рассматривает пьесу Шекспира сквозь призму вопросов и проблем, которые занимали также и Достоевского. Они подчеркивают русскую литературную традицию в целом как сосредоточенную на проблемах пространства, бытия и нравственности.


Ключевые слова


Шекспир; Достоевский; русская литература; шекспироведение; «Мера за меру»; Ю. Н. Бутусов; Театр им. Вахтангова; адаптация; апроприация

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Billington, M. (2012) Measure for Measure — review. Shakespeare’s Globe, London. The Guardian. April 25. [online] Available at: http://theguardian.com/stage/2012/apr/25/measure-for-measure-review [archived in WebCite] (accessed 25.08.2015).

Bloom, H. (1979) The anxiety of influence: A theory of poetry. Oxford, Oxford University Press. 157 p.

Desmet, C. (1999) Introduction. In: Shakespeare and appropriation / ed. by C. Desmet and R. Sawyer. London ; New York, Routledge. xvi, 240 p. Pp. 1–12.

Fernie, E. (2013) The demonic: Literature and experience. London ; New York, Routledge. xxiii, 312 p.

Hutcheon, L. (2006) A theory of adaptation. New York ; London, Routledge. xviii, 232 p.

Kregzhde, E. (2012) O gastroliakh so spektaklem «Mera za meru» v Londone [On “Measure for Measure” tour in London]. Teatr im. Evgeniia Vakhtangova [Yevgeny Vakhtangov Theatre]. June 1. [online] Available at: http://vakhtangov.ru/mediabox/interview/press/27198 [archived in WebCite] (accessed 25.08.2015). (In Russ.).

Lanier, D. (2002) Shakespeare and modern popular culture. Oxford ; New York, Oxford University Press. ix, 187 p.

Marowitz, C. (2000) Measure for Measure. In: Adaptations of Shakespeare: A critical anthology of plays from the seventeenth century to the present / ed. by D. Fischlin and M. Fortier. London ; New York, Routledge. vi, 320 p. Pp. 188–207.

Olive, S. (2012) Year of Shakespeare: Measure for Measure. Blogging Shakespeare. April 27. [online] Available at: http://bloggingshakespeare.com/year-of-shakespeare-measure-for-measure [archived in WebCite] (accessed 25.08.2015).

Quarmby, K. (2013) ‘What’s mine is yours, and what is yours is mine’: Measure for Measure. Vakhtangov Theatre, Moscow. In: Shakespeare beyond English: A global experiment / ed. by S. Bennet and C. Carson. Cambridge ; New York, Cambridge University Press. xxvi, 317 p. Pp. 48–52.

Sanders, J. (2006) Adaptation and appropriation. London ; New York, Routledge. 184 p.

Shakespeare, W. (1991) Measure for Measure / ed. by B. Gibbons. Cambridge ; New York, Cambridge University Press. xvi, 213 p.

Taylor, G. (1999) Afterword: The incredible shrinking Bard. In: Shakespeare and appropriation / ed. by C. Desmet and R. Sawyer. London ; New York, Routledge. xvi, 240 p. Pp. 197–205.

Tropp, Е. (2010) Dvoinoe postoianstvo zla [The double constancy of evil]. Peterburgskii teatral'nyi zhurnal. September 14. [online] Available at: http://ptj.spb.ru/blog/dvojnoe-postoyanstvo-zla [archived in WebCite] (accessed 25.08.2015). (In Russ.).

Wright, G. T. (2012) Unmuffling Isabella. In: Shakespeare up close: Reading early modern texts / ed. by R. McDonald, N. D. Nace and T. D. Williams. London, Arden Shakespeare. xxxv, 377 p. Pp. 245–253.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Крегжде, Е. (2012) О гастролях со спектаклем «Мера за меру» в Лондоне [Электронный ресурс] // Театр им. Евгения Вахтангова. 1 июня. URL: http://vakhtangov.ru/mediabox/interview/press/27198 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 25.08.2015).

Тропп, Е. (2010) Двойное постоянство зла [Электронный ресурс] // Петербургский театральный журнал. 14 сентября. URL: http://ptj.spb.ru/blog/dvojnoe-postoyanstvo-zla/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 25.08.2015).

Billington, M. (2012) Measure for Measure — review. Shakespeare’s Globe, London [Электронный ресурс] // The Guardian. April 25. URL: http://theguardian.com/stage/2012/apr/25/measure-for-measure-review [архивировано в WebCite] (дата обращения: 25.08.2015).

Bloom, H. (1979) The anxiety of influence: A theory of poetry. Oxford : Oxford University Press. 157 p.

Desmet, C. (1999) Introduction // Shakespeare and appropriation / ed. by C. Desmet, R. Sawyer. London ; New York : Routledge. xvi, 240 p. P. 1–12.

Fernie, E. (2013) The demonic: Literature and experience. London ; New York : Routledge. xxiii, 312 p.

Hutcheon, L. (2006) A theory of adaptation. New York ; London, Routledge. xviii, 232 p.

Lanier, D. (2002) Shakespeare and modern popular culture. Oxford ; New York : Oxford University Press. ix, 187 p.

Marowitz, C. (2000) Measure for Measure // Adaptations of Shakespeare: A critical anthology of plays from the seventeenth century to the present / ed. by D. Fischlin, M. Fortier. London ; New York : Routledge. vi, 320 p. P. 188–207.

Olive, S. (2012) Year of Shakespeare: Measure for Measure [Электронный ресурс] // Blogging Shakespeare. April 27. URL: http://bloggingshakespeare.com/year-of-shakespeare-measure-for-measure [архивировано в WebCite] (дата обращения: 25.08.2015).

Quarmby, K. (2013) ‘What’s mine is yours, and what is yours is mine’: Measure for Measure. Vakhtangov Theatre, Moscow // Shakespeare beyond English: A global experiment / ed. by S. Bennet, C. Carson. Cambridge ; New York : Cambridge University Press. xxvi, 317 p. Pp. 48–52.

Sanders, J. (2006) Adaptation and appropriation. London ; New York : Routledge. 184 p.

Shakespeare, W. (1991) Measure for Measure / ed. by B. Gibbons. Cambridge ; New York : Cambridge University Press. xvi, 213 p.

Taylor, G. (1999) Afterword: The incredible shrinking Bard // Shakespeare and appropriation / ed. by C. Desmet, R. Sawyer. London ; New York : Routledge. xvi, 240 p. P. 197–205.

Wright, G. T. (2012) Unmuffling Isabella // Shakespeare up close: Reading early modern texts / ed. by R. McDonald, N. D. Nace, T. D. Williams. London : Arden Shakespeare. xxxv, 377 p. P. 245–253.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.24

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru