Формирование потребностных ожиданий родительской общественности средствами педагогической диагностики

Лариса Валерьевна Романюк, Галина Николаевна Скударёва

Аннотация


Прогнозирование перспективных направлений развития образования невозможно вне социально-экономического контекста и без учета интересов и потребностей полноправного социального субъекта образования — родителей обучающихся, или синонимичной педагогической категории — родительской общественности. Новая социальная роль родителей диктует потребность дифференциации их социально-педагогических функций, расширения спектра участия в функционировании, развитии и управлении образованием, об усложнении его содержания. Трансформация взаимоотношений школы и родителей отражена в приоритетах современной образовательной политики. С целью успешного проектирования их взаимодействия необходимо диагностировать потребностные ожидания родителей от школы с целью информирования о том, как ответственно школа относится к поручениям государства и реагирует на запросы общества в лице родительской общественности. Существенным дополнением к полученным выводам могут служить обобщенные результаты современных исследований, свидетельствующие о наиболее общих характеристиках потребностных ожиданий родителей от школы.


Ключевые слова


образовательные отношения; родительская общественность; школа; семья; общественный запрос; социальные потребности; педагогическая диагностика

Полный текст:

PDF

Литература


Как узнать, что думают родители о школе, или Методические рекомендации по изучению мнения родителей о работе школы (2009) / Т. Ф. Фомина, О. К. Самарцева, М. И. Горшкова, О. Н. Руссова. Архангельск ; Самара : Центр «Социальная механика» ; Центр социальных измерений «Фокус». 36 с.

Кондаков, А. М. Реализация ФГОС общего образования в условиях новой образовательной среды [Электронный ресурс] // Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Красносельского района Санкт-Петербурга. Информационно-методический центр. URL: http://imc.edu.ru/files/fgos/Презентации%20по%20ФГОС/Реализация%20ФГОС%20Кондаков.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 16.05.2014).

Константиновский, Д. Л, Вахштайн, В. С., Куракин, Д. Ю. (2013) Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации : учеб. пособие для социологических факультетов университетов. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга. 224 с.

Косарецкий, С. Г., Селиверстова, И. В. (2009) Родители и школа: что мешает диалогу? [Электронный ресурс] // Первое сентября. №6. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200900612 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.09.2015).

Скударёва, Г. Н. (2014) Современные родители как субъекты формирования социального заказа и эксперты качества образования // Семейное воспитание в отечественном образовании. Орехово-Зуево : Изд. центр Моск. гос. областного гуманит. ин-та. 150 с. С. 98–113.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) (2009) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. 6 октября. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 [архивировано в archive.is] (дата обращения: 12.09.2015).

Фомина, Т. А. (2008) Оценка образовательного учреждения общественностью: потребности и критерии. Самара : Центр «Социальная Механика» ; АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов». 35 с.

REFERENCES

Kak uznat', chto dumaiut roditeli o shkole, ili Metodicheskie rekomendatsii po izucheniiu mneniia roditelei o rabote shkoly [How to find out what parents think of their children’s school, or Methodological guidelines for studying parents’ opinion on the school’s performance] (2009) / T. F. Fomina, O. K. Samartseva, M. I. Gorshkova and O. N. Russova. Arkhangelsk ; Samara, Tsentr «Sotsial'naia mekhanika» Publ. ; Tsentr sotsial'nykh izmerenii «Fokus» Publ. 36 p. (In Russ.).

Kondakov, A. M. Realizatsiia FGOS obshchego obrazovaniia v usloviiakh novoi obrazovatel'noi sredy [Implementing the Federal Standards of General Education under the conditions of the new educational environment]. Gosudarstvennoe biudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo pedagogicheskogo professional'nogo obrazovaniia Tsentr povysheniia kvalifikatsii spetsialistov Krasnosel'skogo raiona Sankt-Peterburga. Informatsionno-metodicheskii tsentr [online] Available at: http://imc.edu.ru/files/fgos/Презентации%20по%20ФГОС/Реализация%20ФГОС%20Кондаков.pdf [archived in WebCite] (accessed 16.05.2014). (In Russ.).

Konstantinovskii, D. L, Vakhshtain, V. S. and Kurakin, D. Yu. (2013) Real'nost' obrazovaniia. Sotsiologicheskoe issledovanie: ot metafory k interpretatsii [The reality of education. A sociological survey: From metaphor to interpretation] : A textbook for higher school sociology majors. Moscow, Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniia i marketinga Publ. 224 p. (In Russ.).

Kosaretskii, S. G. and Seliverstova, I. V. (2009) Roditeli i shkola: chto meshaet dialogu? [Parents and the school: What hinders the dialogue?]. Pervoe sentiabria, no. 6. [online] Available at: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200900612 [archived in WebCite] (accessed 12.09.2015). (In Russ.).

Skudaryova, G. N. (2014) Sovremennye roditeli kak sub"ekty formirovaniia sotsial'nogo zakaza i eksperty kachestva obrazovaniia [Parents in contemporary Russia as subjects of the social mandate and experts in education quality]. In: Semeinoe vospitanie v otechestvennom obrazovanii [Personal development in the family in Russian education]. Orekhovo-Zuyevo, Moscow State Regional Institute for the Humanities Publ. Center. 150 p. Pp. 98–113. (In Russ.).

Federal'nyi gosudarstvennyi obshcheobrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniia (1–4 kl.) [Federal Standard of Primary General Education (grades 1–4)]. (2009) Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [Ministry of Education and Science of the Russian Federation], October 6. [online] Available at: http://минобрнауки.рф/документы/922 [archived in archive.is] (accessed 12.09.2015). (In Russ.).

Fomina, T. A. (2008) Otsenka obrazovatel'nogo uchrezhdeniia obshchestvennost'iu: potrebnosti i kriterii [The assessment of an educational institution by the public: needs and criteria]. Samara, Tsentr «Sotsial'naia Mekhanika» Publ. ; ANO «Laboratoriia modernizatsii obrazovatel'nykh resursov» Publ. 35 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.21

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru