Особенности образования в условиях цифровизации: технологический и гуманитарный аспекты

Ольга Ивановна Меньшикова, Елена Геннадьевна Бикменева

Аннотация


Динамичные изменения в экономике, связанные с цифровой трансформацией, затрагивают все сферы общественной жизни, изменяя направленность и интенсивность проявления многих социально-экономических процессов. Бурное развитие цифровых технологий, возникновение новой формы сбора, накопления и обмена информацией, которая не имеет границ, формирование соответствующей цифровой культуры, развитие новых принципов взаимодействия людей и организации социума — все это оказывает существенное влияние на поведение человека, изменяет во многом его мировоззрение, детерминирует и активизирует развитие его знаний, навыков, способностей. В этой связи неизмеримо возрастает значимость образования как одного из главных факторов повышения конкурентоспособности человека на трансформирующемся рынке труда и обеспечения более легкой адаптируемости к происходящим изменениям.

В статье рассматриваются технологические и гуманитарные аспекты современного образования, сопоставлены траектории развития рынка труда и рынка образовательных услуг в условиях цифровизации экономики, показана взаимозависимость трансформации занятости населения и системы образования, выявлены преимущества и недостатки внедрения цифровых технологий в инновационную систему обучения, обоснована актуальность развития непрерывного профессионального образования.


Ключевые слова


цифровизация; экономики; спрос и предложение специалистов на рынке труда; трансформация системы современного образования; новые технологии в системе профессионального образования; кадры будущего; искусственный интеллект; smart-образование

Полный текст:

PDF

Литература


Боброва, И. И., Трофимов Е. Г. (2019) Информационные технологии в образовании : учебно-практ. курс. 3-е изд., стер. М. : Флинта. 195 с.

Волкова, Д. С. (2020) Рынок труда в эпоху цифровой экономики // Молодой ученый. № 7 (297). С. 158–160.

Дегтярев, А. В. (2017) Работа в облаке: оценка рисков и качество труда // Качество. Инновации. Образование. № 2. С. 59–66.

Дигилина, О. Б., Тесленко И. Б. (2019) Трансформация рынка труда в условиях цифровизации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». № 4. С. 166–181. DOI: 10.28995/2073-6304-2019-4-166-180

Дорохина, Р. В., Лавренов, С. В. (2021) Этические проблемы цифровизации в системе образования // Век глобализации. № 2. С. 118–123. DOI: 10.30884/vglob/2021.02.10

Заруцкова, В. М. (2022) Цифровизация профессионального образования // Актуальные исследования. № 2 (81). С. 62–64.

Зенков, А. Р. (2020) Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. № 1. С. 52–55.

Изменение характера труда (2019) Доклад о мировом развитии. Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/wdr2019 (дата обращения: 20.06.2022).

Ивашкина, Т. А. (2020) Технологические и преподавательские аспекты цифровизации современного образования // Мир науки, культуры, образования. № 4 (83). С. 115–117.

Квитко, Ю. (2021) Цифровизация рынка труда потребует изменений в системе подготовки кадров // Российская газета. 29.09 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/09/22/cifrovizaciia-rynka-truda-potrebuet-izmenenij-v-sisteme-podgotovki-kadrov.html (дата обращения: 19.06.2022).

Костина, А. В. (2021) Цифровизация образования: что мы получаем и что теряем? // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 52–66. DOI: 10.17805/zpu.2021.1.4

Меньшикова, О. И. (2017) Образование как основа формирования и развития интеллектуального потенциала трудовых ресурсов // Высшее образование для XXI века: ХIII Международная научная конференция. Москва, 8–10 декабря 2016 г. : Доклады и материалы. Секция 3. Экономика образования. Ч. 2 / отв. ред. Е. Б. Крылова, Ю. Н. Царегородцев, О. Э. Башина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 47–52.

Педагогическое образование в современном мире (2018) Дайджест. Елабужский институт Казанского федерального университета. 38 с.

Работать ради лучшего будущего (2019) Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда. Международное бюро труда — Женева : МБТ. 91 с.

Строков, А. А. (2020) Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. Т. 8, № 2 (31). С. 15–28. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования (2019) / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др. / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 343 с.

«Цифровое» образование: пусть никто не останется лишним (2019) // Коммерсант. 25.11.2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4171063 (дата обращения: 25.05.2022).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.4.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru