Медиапотребление в цифровой среде: к вопросу о методологии исследований

Ирина Анатольевна Полуэхтова

Аннотация


Статья посвящена методологическим и методическим вопросам исследований медиапотребления в информационном (цифровом) обществе. В условиях медиатизации общественной жизни и повседневных практик предметное поле исследований медиапотребления расширяется за счет включения в него многих аспектов взаимодействия индивидов с медиа (коммуникативные практики, сетевые сообщества, цифровая грамотность, просьюмеризм и пр.). В дополнение к традиционным (социологическим) данным о медиапотреблении в цифровой среде появились новые источники и тип данных, имеющие принципиально иную — технологическую — природу (большие данные, англ. big data). Обсуждаются методические вопросы различий и использования социологических и больших данных в исследованиях медиапотребления, а также его основных количественных показателей (метрик медиапотребления) — охват аудитории, частота и продолжительность контакта с медиа.


Ключевые слова


медиапотребление; большие данные; big data; аудитория; практики медиапотребления

Полный текст:

PDF

Литература


Вартанова, Е. Л. (2009) СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества [Электронный ресурс] // Медиаскоп. Вып. 2. URL: http://www.mediascope.ru/сми-и-журналистика-в-пространстве-постиндустриального-общества (дата обращения: 11.07.2022).

Жилавская, И. В. (2012) Медиаповедение личности. Материалы к курсу : учеб. пособие. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова. 91 с.

Иванов, Д. В. (2002) Виртуализация общества. СПб. : Петербургское Востоковедение. 96 с.

Ильмухин, В. Н. (2016) Изучение практик медиапотребления в городской среде: методологические подходы и методические решения : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 24 с.

Ковалев, П. А. (2006) Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы : дис. … канд. социол. наук. М. 194 с.

Колобова, Е. Ю. (2020) Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности // Петербургский экономический журнал. СПб. : СПбГИКиТ. № 4. С. 25–39.

Коломиец, В. П. (2010) Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. № 1. С. 58–66.

Крайникова, Т. С. (2014) Культура медиапотребления как понятие теории социальных коммуникаций // Информационная безопасность регионов. № 1 (14). С. 61–66.

Лазуткина, Е. В. (2010) Особенности коммуникационной модели блогов // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 66. С. 201–207.

Малюченко, Г. Н. (2008) Социально-психологический анализ развития культуры производства и потребления медиаинформации // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. Т. 8. Вып. 2. С. 96–100.

Мурзина, Е. В. (2020) Медиапотребление в условиях трансформации современного общества // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. С. 228–235.

Назаров, М. М. (2014) Телевидение и интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. № 6. С. 116–126.

Назаров, М. М. (2015) Измерения аудитории ТВ в современной мультиэкранной среде (практики зарубежных рынков). М. : ООО «НИПКЦ Восход-А». 228 с.

Назаров, М. М., Ковалев, П. А. (2017) Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. № 2. С. 84–95.

Овчинская, Е. В. (2011) Трансформация практик телепотребления в России // Социологические исследования. № 5. С. 129–132.

Овчинская, Е. В. (2017) Практики телепотребления россиян в условиях социокультурных изменений : дис. … канд. социол. наук. М. 189 с.

Полуэхтова, И. А. (2010) Динамика российской телеаудитории // Социологические исследования. № 1. С. 66–77.

Полуэхтова, И. А. (2016) Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы [Электронный ресурс] // Медиаскоп. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 01.07.2022).

Полуэхтова, И. А. (2018) Телевидение и его аудитория в эпоху Интернета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 182 с.

Радкевич, А. Л. (2009) Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества : дис. … канд. социол. наук. М. 202 с.

Телевидение глазами телезрителей (2012) / под ред. И. А. Полуэхтовой. М. : ООО «НИПКЦ Восход-А». 364 с.

Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения (2019) / Д. В. Дунас, С. А. Вартанов, Д. Ю. Кульчицкая [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 2. С. 3–28.

Hepp, A. (2020) Deep mediatization. London&New York : Routledge. P. 248.

Hjarvard, S. (2008) The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review. Vol. 29 (2). P. 105–134.

Livingstone, S. M. (2009) On the Mediation of Everything // Journal of Communication. 59 (1). P. 1–18.

Katz, E., Blumler, J. G., Gurevitch, M. (1973) Uses and gratifications research// Public Opinion Quarterly. 37 (4). P. 509–523.

Katz, E., Gurevitch, M., Haas, H. (1973) On the use of the mass media for important things //American Sociological Review. 38 (2). P. 164–181.

Moore, M. (2012) Interactive media usage among millennial consumers // Journal of Consumer Marketing. 29 (6). P. 436–444.

Papacharissi, Z. (2009) Uses and gratifications // Stacks D. W, Salwen M. B. (eds.). An integrated approach to communication theory and research. New York : Routledge. P. 137–152.

Ruggiero, T. E. (2000) Uses and gratifications theory in the 21st century // Mass Communication & Society. 3 (1). P. 3–37.

Sundar S. S., Limperos, A. M. (2013) Uses and grats 2.0: New gratifications for new media // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 57 (4). P. 504–525.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru