Культурный концепт «Герой» как ценностный ракурс эпохи
Аннотация
В работе рассматривается ценностный аспект героического в культурно-концептуальном ракурсе. Гипотезой исследования является представление о том, что динамика героического в целом соответствует общенаучному принципу глобального эволюционизма, включающему также и эволюцию духовной культуры, которая имеет семь этапов: мистика, искусство, мифология, философия, мировые религии, наука, идеология. Появляющийся в мифе «Герой» не только становится обязательным персонажем, посредником между народом и богами, но и представляет собой идеальное изображение человеческой силы и духа, предстает как благодетель и учредитель законного порядка. На следующем этапе культуры образ Героя-философа отражает новую возможность человеческой личности — зарождающуюся способность к творчеству себя и, в широком смысле, к творчеству жизни. Образ христианского Героя — это отшельник и столпник, который стремится шагать по Лестнице восхождения к Духу. Его поздний современник Герой-алхимик одновременно и практический деятель, и священнодействующий, которому нужны и цех-лаборатория, и состояние мистического воспарения. Герой в науке первоначально — творец, похититель космического огня, онтологический мистик и алхимик, выпытывающий тайны природы. Но ослабевший духовный порыв науки и взрывные технологии, вызванные ею, подготовили новый этап — подмену — негативные сценарии будущего: либо раскручивание телесных стратегий «биологического раскрепощения», либо «уход в машину» (роботизация, киборгизация).
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Адо, П. (2005) Духовные упражнения и античная философия / пер. с франц. при участии В. А. Воробьева. М. ; СПб. : Изд-во «Степной ветер» ; ИД «Коло». 448 с.
Герой [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890–1907). СПб. : Брокгауз-Ефрон. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/122239/ (дата обращения: 28.04.2022).
Горелов, А. А., Горелова Т. А. (2008) Жертва как точка бифуркации духовной культуры // Философия и культура. № 6. С. 143–160.
Горелова, Т. А., Хлопонина О. О., Безрукова О. В. (2022) Динамика системы «Герой — Антигерой» в истории культуры // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 179–197. DOI: 10.17805/zpu.2022.2.13.
Гумилев, Л. Н. (2007) Этногенез и биосфера Земли. М. : Эксмо. 733 с.
Ильин, Е. П. (2012) Психология риска. СПб. : Питер. 286 с.
Карасик, В. И. (2001) О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности : сб. науч. трудов. Волгоград : Перемена. 426 с. С. 3–16.
Кьеркегор, С. (1998) Страх и трепет / пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева. М. : ТЕРРА — Книжный клуб ; Республика. 384 с.
Лимонов, Э. (2004) Священные монстры. М. : Ад Маргинем. 318 с.
Лихачев, Д. С. (1991) Логический анализ языка. Культурные концепты. М. : Наука. С. 280–287.
Луков, В. А, Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Панарин, А. С. (2002) Православная цивилизация в глобальном мире. М. : Алгоритм. 496 с.
Пелипенко, А. А. (2012) Мифы // Социокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / под ред. Ю. М. Резника. М. : Академический проект, Культура ; Киров : Константа. 1000 с. С. 818–819.
Платон (1990) Кратил // Собр. соч. : в 4 т. Т. 1 / общ. ред. А. Ф. Лосева ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль. 860 с. С. 613–682.
Платон (1994) Государство // Собр. соч. : в 4 т. Т. 3 / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль. 654 с. С. 79–421.
Понятие [Электронный ресурс] // Словарь церковнославянского языка, б/г. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/churchslav/5911/%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 13.05.2022).
Рабинович, В. Л. (1979) Алхимия как феномен средневековой культуры. М. : Наука. 388 с.
Радин, П. (1999) Трикстер: Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. СПб. : Евразия. 288 с.
Cоловьев, В. С. (1883) Великий спор и христианская политика. М. : Тип. М. Н. Лаврова и К°. 260 с.
Степанов, Ю. С. (1997) Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М. : Изд. дом «ЯСК». 824 с. С. 40–43.
Тойнби, А. (1991) Постижение истории / пер. с англ. Е. Д. Жаркова ; сост. А. П. Огурцов. М. : Прогресс. 736 с.
Франц, фон М. Л. (1996) Процесс индивидуации // Юнг К. Г. Человек и его символы / ред. В. В. Зеленский. СПб. : Изд.-полигр. фирма «Б. С. К.». 454 с. С. 202–328.
Хайдеггер, М. (1990) Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. № 7. С. 143–176.
Хоружий, С. С. (1998) К феноменологии аскезы. М. : Изд-во гуманитарной литературы. 352 с.
Хоружий, С. С. (2010) Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 688 с.
Элиаде, М. (1994) Священное и мирское. М. : Изд-во МГУ. 143 с.
Юнг, К. Г. (1996) Человек и его символы / Ред. В. В. Зеленский. СПб. : Изд.-полигр. фирма «Б. С. К.». 454 с.
Юнг, К. Г. (1997) Сознание и бессознательное : сборник / пер. с англ. А. А. Алексеева. СПб. : Университетская книга. 544 с.
Юнг, К. Г. (2006) Поздние мысли // Юнг К. Г., Фуко М. Матрица безумия. М. : Алгоритм, Эксмо. 384 с. С. 49–75.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.10
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/