Практики медиапотребления российской молодежи в цифровом обществе (по результатам эмпирического исследования)

Ирина Анатольевна Полуэхтова

Аннотация


В статье представлены результаты социологического исследования медиапотребления, проведенного под руководством автора в октябре 2021 г. На основе эмпирических данных анализируются современные практики и динамика медиапотребления российской молодежи с фокусом на видеопотребление как доминирующее средство коммуникации в цифровом обществе; представлены актуальные количественные показатели охватов и временных затрат на потребление различных типов видео населением Российской Федерации. Показано наличие и воспроизводство цифрового разрыва в использовании медиа между возрастными группами. Установлено, что практики видеопотребления молодых более современны и разнообразны с точки зрения типов контента, используемых технологий, сервисов, способов просмотра, экранов. Выделены следующие особенности медиапрактик молодых россиян: преобладание цифровых (новых) медиа над традиционными; преобладание видео в медиапотреблении с предпочтением нелинейных (по запросу) форм просмотра; повышенный интерес к пользовательскому видео и предпочтение коротких форм видео, наиболее проявленный в самой молодой возрастной когорте (15–24 года); наличие универсального устройства (смартфон) и «любимого» интернет-ресурса (YouTube) для просмотра видео. 


Ключевые слова


медиапотребление; телевидение; видео; молодежь; цифровой разрыв; аудитория; практики видеопотребления

Полный текст:

PDF

Литература


Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» (2016) / М. Е Аникина, Т. А. Ермошкина, Д. З. Искаков, М. В. Кобзев и др. // Медиаскоп. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/2089 (дата обращения: 11.08.2022).

Вьюгина, Д. М. (2017) Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп. Вып. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 12.08.2022).

Гладько, А. М. (2008) Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России : дис. … канд. социол. наук. М., 185 с.

Давлетшина, М. И. (2021) Мотивы обращения и особенности медиапотребления детей младшего школьного возраста // Медиаскоп. Вып. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2736 (дата обращения: 12.08.2022).

Дунас, Д. В. (2020) Социализация и самореализация как ключевые мотивы медиапотребления (опыт исследования поколения Z в России) // Медиаальманах. № 5. С. 25–34.

Дунас, Д. В., Толоконникова, А. В., Черевко, Т. С. (2017) Актуальные концептуальные подходы к рассмотрению процесса медиапотребления онлайн-новостей молодежью // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 5. С. 30–50.

Зеленцов, М. В. (2022) Культура новостного медиапотребления в Рунете: точки входа // Информационное общество. № 1. С. 38–49.

Кандыбович, С. Л., Разина, Т. В. (2019) Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации. № 3–4. Т. 4. С. 23–28.

Кастельс, М. (2004) Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе : пер. с англ. Екатеринбург : У-Фактория. 328 с.

Ковалев, П. А. (2006) Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы : дис. … канд. социол. наук. М., 194 с.

Ковалев, П. А. (2007) Российская телевизионная аудитория. М. : НИБ. 198 с.

Ковалева, А. И. (2020). Особенности социализации молодежи в цифровом обществе // Высшее образование для XXI века: цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы : доклады и материалы XVI Международной научной конференции : в 2 ч. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Коломиец, В. П. (2010) Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. № 1. С. 58–66.

Коломиец, В. П. (2014) Медиасоциология: теория и практика : науч. монография / Аналитический центр Vi. М. : НИПКЦ Восход-А. 328 с.

Крайникова, Т. С. (2014) Культура медиапотребления как понятие теории социальных коммуникаций // Информационная безопасность регионов. № 1 (14). С. 61–66.

Кульчицкая, Д. Ю., Вартанов, С. А., Дунас, Д. В., Салихова, Е. А. и др. (2019) Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. Вып. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2529 (дата обращения: 12.08.2022).

Манхейм, К. (2010) Избранное: Диагноз нашего времени. М. : Говорящая книга. 744 с.

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России (2021) / под. ред. Д. В. Дунаса. М. : МГУ. 406 с.

Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования (2020) / Д. В. Дунас, С. А. Вартанов, Д. Ю. Кульчицкая, Е. А. Салихова, А. В. Толоконникова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 2. С. 3–27.

Назаров, М. М. (2014) Телевидение и интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. № 6. С. 116–126.

Назаров, М. М. (2016) Цифровое поколение «двухтысячных»: особенности медиапотребления // Информационное общество. № 3. С. 88–97.

Назаров, М. М., Ковалев, П. А. (2017) Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. № 2. С. 84–95.

Овчинская, Е. В. (2011) Трансформация практик телепотребления в России // Социологические исследования. № 5. С. 129–132.

Овчинская, Е. В. (2017) Практики телепотребления россиян в условиях социокультурных изменений : дис. … канд. социол. наук. М. 189 с.

Полуэхтова, И. А. (2016) Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. Вып. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 01.08.2022).

Полуэхтова, И. А. (2018b) Телевидение и его аудитория в эпоху Интернета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 182 с.

Полуэхтова, И. А. (2018а) Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2508 (дата обращения: 01.08.2022).

Полуэхтова, И.А. (2008) Социокультурная динамика российской аудитории телевидения : дис. … д-ра социол. наук. М. 409 с.

Полуэхтова, И.А. (2010) Динамика российской телеаудитории // Социологические исследования. № 1. С. 66–77.

Радкевич, А. Л. (2009) Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества : дис. … канд. социол. наук. М., 202 с.

Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2017) Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М. : Смысл. 375 с.

Телевидение глазами телезрителей (2012) / под ред. И. А. Полуэхтовой. М. : НИПКЦ Восход-А. 364 с.

Толоконникова, А. В., Дунас, Д. В., Кульчицкая, Д. Ю. (2020) Возможности удовлетворения психологических потребностей подростков в цифровой медиасреде // Коммуникации. Медиа. Дизайн. № 1. Т.5. С. 51–69.

Hagedoorn, B., Eichner, S., Gutierrez Lozano, J. F. (2021) The ‘youthification’ of television // Critical Studies in Television: The International Journal of Television Studies. № 16(2). P. 83–90.

Podara, A., Matsiola, M., Kotsakis, R., Maniou, T., Kalliris, G. (2021) Generation Z’s screen culture: Understanding younger users’ behaviour in the television streaming age — The case of post-crisis Greece // Critical Studies in Television: The International Journal of Television Studies. № 16 (2). P. 91–109.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.8

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru