Киногерой как отражение массового человека

Татьяна Анатольевна Горелова, Ольга Олеговна Хлопонина

Аннотация


Данная работа является продолжением серии статей о структуре системы «Герой», включающей три уровня — бессознательный (архетипический), психосоциальный и культурно-концептуальный. Баланс «Герой ↔ Большинство» в различные периоды истории смещался то в одну, то в другую сторону. Современная эпоха создает уникальную, ранее не наблюдавшуюся неравновесность: большинство превратилось в глобальную массу, которая не в состоянии порождать Героя. Причины этого рассматриваются на примере сравнения роли Героя в мифе и позиции современного киногероя как носителя атрибутов массового человека.

Этапы развертывания и укрепления большинства как массы даны в интерпретациях Х. Ортега-и-Гассета и Ж. Бодрийяра. Нарастающая «гиперреальность существования» все больше обретает черты виртуальности, а сам человек становится «амфибией», живущей между виртуальной и актуальной реальностью. Искусство, особенно живопись, как «первое прозрение» человечества, быстро отреагировало на «сдвиг в бездуховность» рождением поп-культуры. Отныне оно выполняет две «важные» функции — расщепления и маскировки. Кинематограф как одна из самых ярких систем формирования современной мифологии показывает те же стадии нисхождения Героя, который становится «маской» массы. Культура каждой цивилизации несла в себе потенциал бессмертия. А ныне глобальное искусство в лице кинематографа демонстрирует каждому, что потенциала больше нет.


Ключевые слова


киногерой; масса; гиперреальность; кинематограф; архетип; мифология; поп-культура

Полный текст:

PDF

Литература


Бодрийяр, Ж. (2012) Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. М. : Добросвет, Издательство «КДУ». 260 с.

Бодрийяр, Ж. (2020) Фантомы современности // Бодрийяр Ж., Сиоран Э. Матрица Апокалипсиса : пер с фр. М. : Родина. 272 с. С. 13–118.

Воглер, К. (2021) Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / пер. с англ. М. Николенко. М. : Альпина нон-фикшн. 606 с.

Гомперц, У. (2019) Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / пер. с англ. И. Литвиновой. М. : Синдбад. 464 с.

Горелова, Т. А., Хлопонина, О. О., Безрукова, О. В. (2022) Динамика системы «Герой — Антигерой» в истории культуры // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 179–197. DOI: 10.17805/zpu.2022.2.13

Горелова, Т. А., Хлопонина, О. О. (2022) Культурный концепт «Герой» как ценностный ракурс эпохи // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 119–132. DOI: 10.17805/zpu.2022.3.10

Дебор, Ги (2000) Общество спектакля / пер. с фр. C. Офертаса, М. Якубович. М. : Логос. 184 с.

Евангелие от Луки (1988) // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Издание Московской Патриархии. 1375 с. С. 1079–1126.

Кемпбелл, Дж. (2022) Тысячеликий герой / пер. с англ. О. Ю. Чекчурина. СПб. : Питер. 536 с.

Идиатуллин, Ш. (2017) Город Брежнев. СПб. : Азбука. 704 с.

Искусство кино (2002) № 5. [Электронный ресурс] // Киноарт. URL: https://kinoart.ru/texts/putin-nash-prezident-danila-nash-brat-sergey-bodrov-mladshiy-o-brate-poslednem-geroe-i-sostoyanii-pervobytnosti?ysclid=lc4g8r5rr8608341570 (дата обращения: 05.11.2022).

Макаревич, Э. Ф. (2023) Вдохновляющий яд литературы: как художественные произведения влияли на судьбу России и СССР. Пушкин, Достоевский, Толстой, Шолохов, Чехов, Булгаков, Солженицын, Евтушенко, Хемингуэй и др. М. : ЛЕНАНД. 520 с.

Ницше, Ф. (1990) Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / пер. В. В. Рынкевича. М. : Интербук. 304 с.

Ортега-и-Гассет, Х. (2016) Восстание масс. М. : АСТ. 93 с.

Пропп, В. Я. (1998) Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки / комм. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой ; сост., ред., комм. И. В. Пешкова. М. : Лабиринт. 512 с.

Сиоран, Э. (2020) Конец истории // Бодрийяр Ж., Сиоран Э. Матрица Апокалипсиса : пер. с фр. М. : Родина. 272 с. С. 119–269.

Фромм, Э. (1998). Иметь или быть / Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть / пер с англ. В. Петренко, О. Иванчук. Киев : Ника-Центр. С. 189–378.

Хайдеггер, М. (1990) Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. № 7. С. 143–176.

Хоружий, С. С. (2016) Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань : Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирязева. 452 с.

Юнг, К. Г. (1996) Человек и его символы / ред. В. В. Зеленский. СПб. : Изд.-полигр. фирма «Б. С. К.». 454 с.

Юнг, К. Г. (1997) Сознание и бессознательное : сб. / пер. с англ. А. А. Алексеева. СПб. : Университетская книга. 544 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.1.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru