Самозванство в России в прошлом и настоящем: социокультурный и историко-психологический аспекты

Анатолий Акимович Королев

Аннотация


В статье рассматриваются социокультурный и социально-психологический аспекты самозванства в России в истории и современности. Суть понятия «самозванство» заключается в том, что тот или иной человек проявляет себя в ином обличье, что дает ему возможности купаться в чужой славе, извлекать выгоду в материальном, общественном и личном плане. Дается типология самозванства: 1) мирское (царистское), 2) религиозное, 3) индивидуальное и 4) «человек в маске». Вскрываются психологические механизмы самозванства, причины и способы ложной самоидентификации.

Самозванство мирское (царистское) — одна из форм социального протеста в России в XVII–XVIII вв. Показаны через призму исторической психологии портреты самозванцев Лжедмитрия I (Г. Отрепьев) и Петра III (Е. Пугачев) как «царей-избавителей». Выявлены представления низов о правителях с точки зрения «справедливости», «благочестивости» (праведности) и «законности».

Самозванцы религиозные — не только порождение прошлых эпох (XVII–XVIII вв.), но являют собой и современные типажи. Если самозванцы царистские исчезли, то самозванцы религиозного толка продолжают манипулировать, произрастать на доверии людском. Свидетельством этого является деятельность деструктивных сект как зарубежного, так и российского происхождения, в частности секта Аум Синрикё, японца Асахары, секта Андрея Попова («Бог Кузя») и др.

Особенности современного этапа — появление индивидуальных самозванцев под именами известных людей. Их действия попадают как под Уголовный кодекс, так и под моральное публичное осуждение.

«Человек в маске» (условное обозначение) — явление наших дней. Так скрываются свидетели уголовных дел, которые попадают под государственную защиту и изменяют фамилии и даже внешность. Жизнь в маске — серьезная психологическая травма для человека.

Индивидуально-психологическими предпосылками самозванства называются: склонность к фантазированию и вера в собственные иллюзии, способность к самовнушению, сильный тип нервной системы. 


Ключевые слова


самозванство; самовнушение; психология измены; «слепота к предательству»; ложная самоидентификация; история России

Полный текст:

PDF

Литература


Абэ, К. (2014) Женщина в песках. Чужое лицо : романы / пер. с яп. и примеч. В. Гривнина. СПб. : Петроглиф. 447 с.

Буганов, В. И. (1990) Емельян Пугачев. М. : Просвещение. 192 с.

Гашин, Д. (2010) Тайны двойников // Мир криминала. № 8. С. 20.

Даль, В. И. (1956) Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей. Т. IV: Р–Ѵ. 683 с.

Зея, Н. (2015) Чекист на доверии // Совершенно секретно. № 11. С. 20–21.

Карамзин, Н. М. (1993) История государства Российского : в 12 т. / комм. А. М. Кузнецова. Калуга : Золотая аллея. Т. IX–XII. 592 с.

Ключевский, В. О. (1993) Русская история. Полный курс лекций : в 3 кн. М. : Мысль. Кн. 2. 584 с.

Корецкий, В. И., Станиславский, А. Л. (1969) Американский историк о Лжедмитрии I // История СССР. № 2. С. 238–244.

Костомаров, Н. И. (1995) Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 2 кн. М. : Сварог. Кн. 1. 768 с.

Кравцов, Я. (2009) Мания величия «торговца счастьем» // Мир криминала. № 12. С. 14.

Кузина, С. (2009) «Внуков» Сталина выдал нос, а «дочерей» Николая II — затылок // Комсомольская правда. 25 июня — 2 июля. С. 45.

Курукин, И. В. (2001) Поэзия и проза Тайной канцелярии // Вопросы истории. № 2. С. 123–133.

Лаврентьев, А. В. (2005) Епифань и Верхний Дон в XII–XVII вв.: Очерки истории русской крепости на Куликовом поле. М. : Древнехранилище. 230 с.

Ливцов, В. А. (2013) Взаимодействие Русской православной церкви с экуменическим движением (конец XIX — начало XXI вв.). СПб. : Изд. дом «Алеф-Пресс». 579 с.

Мартынов, А. (2005) Марина Мнишек. М. : Молодая гвардия. 340 с.

Мелевская, А. (2009) Встретимся у кассы // Аргументы недели. № 24. С. 26.

Налбандян, Л. (2013) Трагические тайны секты «бога Кузи» [Электронный ресурс] // Собеседник. 15 мая. URL: http://sobesednik.ru/investigation/20130515-tragicheskie-tainy-sekty-boga-kuzi [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.08.2015).

Общественность против «ряженого маршала». (2015) // Наша версия. № 18. С. 2.

Ожегов, С. И. (1982) Словарь русского языка / под. ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М. : Русский язык. 816 с.

Перова, А. (2015) Обгуренные. Почему адепты тоталитарных религиозных сект никогда не восстают против своих гуру // Совершенно секретно. № 26. С. 14–15.

Пирлинг, П. (1998) Дмитрий Самозванец. Ростов-на-Дону : Феникс. 480 с.

Платонов, С. Ф. (1995) Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время / отв. ред. Я. Н. Щапов. 5-е изд. М. : Памятники исторической мысли. 470 с.

Сабов, А. (2003) Царь Борис попал в концлагерь. Русский авантюрист почти три месяца был королем Андорры // Российская газета. № 1. С. 25.

Скрынников, Р. Г. (1990) Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск : Изд-во «Наука», Сибирское отделение. 238 с.

Скрынников, Р. Г. (1997) Царь Борис и Дмитрий Самозванец. Смоленск : Русич. 624 с.

Смыслов, И. (2015) Армагеддон в метро // Мир криминала. № 14. С. 12–13.

Тудоровский, Я. (2015) Чужое лицо // Наша версия. № 36. С. 16.

Усенко, О. Г. (1995) Самозванчество на Руси: норма или патология // Родина. № 1. С. 53–57.

Усенко, О. Г. (1997) Психология социального протеста в России XVII–XVIII веков : в 3 ч. Тверь : Тверской гос. ун-т. Ч. 3. 92 с.

Усенко, О. Г. (2006a) Ототоманус, или Сын турецкого султана: Галерея лжемонархов от Смуты до Павла I // Родина. № 6. С. 45–52.

Усенко, О. Г. (2006b) «Московский царевич» и «потомок Македонского»: Галерея российских лжемонархов // Родина. № 7. С. 50–54.

Усенко, О. Г. (2006c) Бродячие дети второго Романова: Галерея лжемонархов от Смуты до Павла I // Родина. № 8. С. 60–63.

Филимонов, Д. (1999) Песнь о Путине. Шарлатан идет во власть // Наша версия. № 46. С. 7.

Фрейд, Дж., Биррелл, П. (2013) Психология предательства и измены. СПб. : Питер. 192 с.

Хожателева, Ю. (2014) В бой идут одни… двойники // Комсомольская правда. 12–19 июня. С. 10–11.

Хорни, К. (2012) Психология женщины. Самоанализ. СПб. : Питер. 320 с.

Ческис, М. (2009) Звездный фальшак. Кто гастролирует по России под видом поп- и рок-знаменитостей // Наша версия. № 24. С. 21–22.

REFERENCES

Abe, K. (2014) Zhenshchina v peskakh. Chuzhoe litso [The woman in the dunes. The face of another] : Novels. St. Petersburg, Petroglif Publ. 447 p. (In Russ.).

Buganov, V. I. (1990) Emel'ian Pugachev [Yemelyan Pugachev]. Moscow, Prosveshchenie Publ. 192 p. (In Russ.).

Gashin, D. (2010) Tainy dvoinikov [Secrets of twins]. Mir kriminala, no. 8, p. 20. (In Russ.).

Dahl, V. I. (1956) Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka [Explanatory dictionary of the live Great Russian language] : In 4 vols. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo inostrannykh i natsional'nykh slovarei [State Publishing House of Foreign and National Dictionaries]. Vol. IV: Р–Ѵ. 683 p. (In Russ.).

Zeia, N. (2015) Chekist na doverii [A Chekist on trust]. Sovershenno sekretno, no. 11, pp. 20–21. (In Russ.).

Karamzin, N. M. (1993) Istoriia gosudarstva Rossiiskogo [History of the Russian state] : In 12 vols. Kaluga, Zolotaia alleia Publ. Vols. IX–XII. 592 p. (In Russ.).

Klyuchevsky, V. O. (1993) Russkaia istoriia: Polnyi kurs lektsii [Russian history: A complete course of lectures] : In 3 bks. Moscow, Mysl' Publ. Bk. 2. 584 p. (In Russ.).

Koretskii, V. I. and Stanislavskii, A. L. (1969) Amerikanskii istorik o Lzhedmitrii I [An American historian on False Dmitry I]. Istoriia SSSR, no. 2, pp. 238–244. (In Russ.).

Kostomarov, N. I. (1995) Russkaia istoriia v zhizneopisaniiakh ee glavneishikh deiatelei [Russian history in the lives of its principal figures] : In 2 bks. Moscow, Svarog Publ. Bk 1. 768 p. (In Russ.).

Kravtsov, Ya. (2009) Maniia velichiia «torgovtsa shchast'em» [The ‘merchant of happiness’ and his megalomania]. Mir kriminala, no. 12, p. 14. (In Russ.).

Kuzina, S. (2003) «Vnukov» Stalina vydal nos, a «docherei» Nikolaia II — zatylok [Stalin’s ‘grandsons’ stood out because of their prominent noses, and the ‘daughters’ of Nicholas II, because of their napes]. Komsomol'skaia pravda, June 25 — July 2. P. 45 (In Russ.).

Kurukin, I. V. (2001) Poeziia i proza tainoi kantseliarii [Poetry and prose of the secret chancellery]. Voprosy istorii, no. 2, pp. 123–133. (In Russ.).

Lavrentiev, A. V. (2005) Epifan' i Verkhnii Don v XII–XVII vv.: Ocherki istorii russkoi kreposti na Kulikovom pole [Epifan and the Upper Don in the 12th–17th centuries: Outlines of the history of the Russian fortress in the Kulikovo field]. Moscow, Drevnekhranilishche Publ. 230 p. (In Russ.).

Livtsov, V. A. (2013) Vzaimodeistvie Russkoi pravoslavnoi tserkvi s ekumenicheskim dvizheniem (konets XIX — nachalo XXI vv.) [The interaction of the Russian Orthodox Church with the ecumenical movement (the late 19th — the early 21st century)]. St. Petersburg, Alef-Press Publ. House. 579 p. (In Russ.).

Martynov, A. (2005) Marina Mnishek. Moscow, Molodaia gvardiia Publ. 340 p. (In Russ.).

Melevskaia, A. (2009) Vstretimsia u kassy [Meet me at the cash register]. Argumenty nedeli, no. 24, p. 26. (In Russ.).

Nalbandian, L. (2013) Tragicheskie tainy sekty «boga Kuzi» [The tragic mysteries of the “God Kuzia” cult]. Sobesednik, May 15. [online] Available at: http://sobesednik.ru/investigation/20130515-tragicheskie-tainy-sekty-boga-kuzi [archived in WebCite] (accessed 29.08.2015). (In Russ.).

Obshchestvennost' protiv «riazhennogo marshala» [The public against the ‘dressed-up marshal’]. (2015) Nasha versiia, no. 18, p. 2. (In Russ.).

Ozhegov, S. I. (1982) Slovar' russkogo iazyka [The dictionary of the Russian language] / ed. by N. Yu. Shvedova. 14th edn. Moscow, Russkii iazyk Publ. 816 p. (In Russ.).

Perova, A. (2015) Obgurennye. Pochemu adepty totalitarnykh religioznykh sekt nikogda ne vosstaiut protiv svoikh guru [The Guru-ed. Why adepts of totalitarian cults never rebel against their guru]. Sovershenno sekretno, no. 26, pp. 14–15. (In Russ.).

Pirling, P. (1998) Dmitrii Samozvanets [Dmitry the Impostor]. Rostov-on-Don, Feniks Publ. 480 p. (In Russ.).

Platonov, S. F. (1995) Ocherki po istorii Smuty v Moskovskom gosudarstve XVI–XVII vv. Opyt izucheniia obshchestvennogo stroia i soslovnykh otnoshenii v Smutnoe vremia [Sketches on the history of the Time of Troubles in 16th–17th century Muscovy. A study of the social structure and class relations during the Time of Troubles] / ed. by Ya. N. Shchapov. 5th edn. Moscow, Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ. 470 p. (In Russ.).

Sabov, A. (2003) Tsar' Boris popal v kontslager'. Russkii avantiurist pochti tri mesiatsa byl korolem Andorry [Tsar Boris ended up in a concentration camp. A Russian adventurer was King of Andorra for almost three months]. Rossiiskaia gazeta, no. 1, p. 25. (In Russ.).

Skrynnikov, R. G. (1990) Samozvantsy v Rossii v nachale XVII veka. Grigorii Otrep’ev [Impostors in Russia in the early 17th century. Grigorii Otrepiev]. 2nd edn. Novosibirsk, Nauka Publ., Siberian Branch. 238 p. (In Russ.).

Skrynnikov, R. G. (1997) Tsar' Boris i Dmitrii Samozvanets [Tsar Boris and Dmitry the Impostor]. Smolensk, Rusich Publ. 624 p. (In Russ.).

Smyslov, I. (2015) Armageddon v metro [Armageddon in the subway]. Mir kriminala, no. 14, pp. 12–13. (In Russ.).

Tudorovskii, Ya. (2015) Chuzhoe litso [The face of another]. Nasha versiia, no. 36, p. 16. (In Russ.).

Usenko, O. G. (1995) Samozvanchestvo na Rusi: norma ili patologiia [Impostures in Russia: Norm or pathology?]. Rodina, no. 1, pp. 53–57. (In Russ.).

Usenko, O. G. (1997) Psikhologiia sotsial'nogo protesta v Rossii XVII–XVIII vekov [Psychology of social protest in 17th–18th century Russia] : In 3 pts. Tver, Tver State University Publ. Pt. 3. 92 p. (In Russ.).

Usenko, O. G. (2006a) Ototomanus, ili Syn turetskogo sultana: Galereia lzhemonarkhov ot Smuty do Pavla I [Ototomanus, or the son of the Turkish sultan: A gallery of royal impostors from the Time of Troubles to the reign of Pavel I]. Rodina, no. 6, pp. 45–52. (In Russ.).

Usenko, O. G. (2006b) «Moskovskii tsarevich» i «potomok Makedonskogo»: Galereia rossiiskikh lzhemonarhov [‘The prince of Moscow’ and the ‘Descendant of Alexander the Great’: A gallery of Russian royal impostors]. Rodina, no. 7, pp. 50–54. (In Russ.).

Usenko, O. G. (2006c) Brodiachie deti vtorogo Romanova: Galereia lzhemonarhov ot Smuty do Pavla I [Vagrant children of the second Romanov: A gallery of royal impostors from the Time of Troubles to the reign of Pavel I]. Rodina, no. 8, pp. 60–63. (In Russ.).

Filimonov, D. (1999) Pesn' o Putine. Sharlatan idet vo vlast' [The song of Putin. A mountebank’s rise to power]. Nasha versiia, no. 46, p. 7. (In Russ.).

Freyd, J. and Birrell, P. (2013) Psikhologiia predatel'stva i izmeny [Blind to betrayal: Why we fool ourselves we aren’t being fooled]. St. Petersburg, Piter Publ. 192 p. (In Russ.).

Khozhateleva, Yu. (2014) V boi idut odni… dvoiniki [Only twins… enter battle]. Komsomol'skaia pravda, June 12–19, pp. 10–11. (In Russ.).

Horney, K. (2012) Psikhologiia zhenshchiny. Samoanaliz [Feminine psychology. Self-analysis]. St. Petersburg, Piter Publ. 320 p. (In Russ.).

Cheskis, M. (2009) Zvezdnyi fal'shak. Kto gastroliruet po Rossii pod vidom pop- i rok-znamenitostei [False celebrity: Who tours Russia under the guise of pop and rock celebrities]. Nasha versiia, no. 24, pp. 21–22. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru