Образовательный вызов России

Георгий Геннадьевич Малинецкий, Галина Викторовна Новикова

Аннотация


Глобальные проблемы требуют людей, способных ответить на серьезные вызовы сегодняшнего и завтрашнего дня. Системы образования и воспитания цивилизаций, претендующих на субъектность и свое место в истории, должны готовить именно таких людей.

Тридцатилетие новой России позволяет понять и оценить принципиальное значение советской средней и высшей школы, понять, что и почему было разрушено в ходе реформ, что можно и нужно восстановить в настоящее время. Итоги развития России показывают кадровую катастрофу — отсутствие на многих ключевых позициях в стране специалистов, обладающих необходимыми профессиональными и нравственными качествами. Не менее серьезны социальные последствия образовательного развала, связанные с атомизацией общества, с утратой доверия людей друг к другу и к власти, с потерей образа будущего.

Использование методов теории организации и самоорганизации позволяет рассмотреть ответы на обозначенные вопросы на разных уровнях — от учеников, родителей и репетиторов до профессоров, ректоров, министров.

В статье представлен ряд предложений, позволяющих исправить нынешнюю ситуацию, а также направить систему образования и воспитания по вектору развития уникальной самодостаточной цивилизации — мира России.


Ключевые слова


образовательная стратегия; вектор развития России; советское образование; принципы А. С. Макаренко; кадровая катастрофа; самоорганизация; мир России; цифровизация образования; предметноцентричный подход; образ будущего России

Полный текст:

PDF

Литература


Аганбегян, А., Ершов, М. (2020) Нет длинных денег — нет роста [Электронный ресурс] // Ведомости. 08.09.2020. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/09/08/839227-dlinnih-deneg (дата обращения: 21.01.2022).

Анисимова, Н. (2020) Генсек ООН назвал «высвеченные» коронавирусом заблуждения [Электронный ресурс] // РБК. Общество. 18.07.2020. URL: https://www.rbc.ru/society/18/07/2020/5f13110d9a794752ab274d3c (дата обращения: 21.01.2022).

Асмолов, А. (2007) Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд. М. : Академия, Смысл. 528 с.

Белл, Д. (2004) Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования : пер. с англ. 2-е изд. М. : Academia. 788 c.

Бурмистров, А. (2021) Психологические грани пандемии COVID-19 // В мире науки. № 13. С. 50–59.

Габай, Т. В. (2012) Научные идеи П. Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Культурно-историческая психология. Т. 8. № 4. С. 28–37.

Генсек ООН возвестил о четырех угрожающих миру «всадниках апокалипсиса» [Электронный ресурс] // ТАСС. Международная панорама. 20.01.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7582237 (дата обращения: 21.01.2022).

Греф предлагает радикально изменить модель образования в России [Электронный ресурс] // ТАСС. Гайдаровский форум – 2016. 15.01.2016. URL: https://tass.ru/obschestvo/2588841 (дата обращения: 21.01.2022).

Грибоедов, А. С. (1971) Горе от ума // Соч. : в 2 т. / под общ. ред. и с предисл. М. П. Еремина. Т. 1. М. : Правда. 384 с. С. 57–163.

Иванов, В. В., Малинецкий, Г. Г. (2020) Россия: XXI век. Стратегия прорыва. Технологии. Образование. Наука. 3-е изд. М. : Ленанд. 304 с.

Капица, С. П., Курдюмов, С. П., Малинецкий, Г. Г. (2020) Синергетика и прогнозы будущего. Образование. Демография. Проблемы прогноза. Кн. 2. 4-е изд. М. : URSS. 384 с.

Костенко, И. П. Почему надо вернуться к Киселеву? [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Слово». URL: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36366.php (дата обращения: 21.01.2022).

Левин, Я. Н. (2008) Педагогическая поэма продолжается. Екатеринбург, Полиграфит. 418 с.

Макаренко, А. С. (1955) Педагогическая поэма. М. : Детгиз. 552 с.

Малинецкий, Г. Г., Подлазов, А. В. (2011) ЕГЭ как катализатор кризиса российского образования // Вестник Московского университета. Серия 20 Педагогическое образование. № 3. С. 18–59.

Малинецкий, Г. Г. (2017) Пространство синергетики. Взгляд с высоты. М. : URSS. 248 с.

Маркс, К. Письмо в редакцию «Отечественных записок» [Электронный ресурс] // ВикиЧтение. URL: https://fil.wikireading.ru/31297 (дата обращения: 21.01.2022).

Овчинский, В., Сухаренко, А. (2021) Мир криминала. Преступность в период пандемии // Завтра. № 9 (1949). С. 3.

Ортега-и-Гассет Х. (2019) Миссия университета / пер. с англ. М. Голубевой, А. Корбута. 2-е изд. М. : Издательский дом Высшей школы экономики. 142 с.

Паршев, А. П. (2000) Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. М. : Крымский мост-9Д, Форум. 416 с.

Пензина, А. (2020) Как COVID-19 меняет образ будущего // В мире науки. № 4-5. С. 24–31.

Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи / пер. с англ. Н. А. Мироновой ; под науч. ред. М. С. Добряковой. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 424 с.

Россия — Ноев Ковчег человечества (РНК): Философско-религиозные и методологические аспекты идеологии будущей России / под общ. ред. Ю. В. Громыко и Ю. В. Крупнова. М. : Ленанд, 2019. 208 с.

Рукшин, С. Е. Главные проблемы отечественной школы [Электронный ресурс] // Activityedu. URL: https://activityedu.ru/Blogs/opinion/sergey-rukshin-glavnye-problemy-otechestvennoy-shkoly/ (дата обращения: 21.01.2022).

Самсонов, А. Зачем нужен миф о грамотной царской России [Электронный ресурс] // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/183874-zachem-nuzhen-mif-o-gramotnoj-carskoj-rossii.html (дата обращения: 21.01.2022).

Сиренко, С. Н. (2018) Образование в Союзном государстве в цифровую эпоху: международный опыт и направление модернизации // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности (7–8 февраля 2020 г., г. Москва) / под ред. Г. Г. Малинецкого. М. : ИПМ им. М. В. Келдыша. C. 200–210.

Скоробогатый, П. (2021) Партия не в ресурсе // Эксперт. № 49. C. 54–59.

Солодова, Е. А. (2016) Новые модели в системе образования: Синергетический подход. М. : URSS. 344 с.

Средняя продолжительность жизни по странам мира 2020 (обн. 2021): мужчины, женщины и оба пола список, таблица [Электронный ресурс] // Statdata.ru URL: http://www.statdata.ru/prodolzhitelnost-zhizni-v-stranah-mira (дата обращения: 21.01.2022).

Такман, Б. (2020) Августовские пушки / пер. с англ. А. Милюкова. М. : Издательство АСТ. 704 с.

Талызина, Н. Ф., Володарская, И. А., Буткин, Г. А. (2021) Усвоение научных понятий в школе : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт. 87 с.

Фейнман, Р. (2001) Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман. Ижевск : НЦЦ «Регулярная и хаотическая динамика». 336 с.

Фролов, И. Т. (2020) О человеке и гуманизме. Работы разных лет / отв. ред. Г. Л. Белкина ; ред.-сост. М. И. Фролова. М. : Ленанд. 304 с.

Чуйков, А. Герман Греф считает советскую модель образования «ненужным барахлом» [Электронный ресурс] // Аргументы недели. URL: https://argumenti.ru/society/2021/04/718961 (дата обращения: 21.01.2022).

«Школой должен заниматься не продажный и гнусный Минпрос, а Минобороны». Интервью с Алексеем Савватеевым [Электронный ресурс] // ЯндексДзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/shevkin/shkoloi-doljen-zanimatsia-ne-prodajnyi-i-gnusnyi-minpros-a-minoborony-618ac28b4d9bfd50e4512276 (дата обращения: 21.01.2022).

Weizsäker, E. U., Wijkman A. (2018) Come on! Capitalism. Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of the Roma. NY : Springer Nature. 220 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.1.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru