Хоровая культура как культурологический концепт
Аннотация
В статье представлена сложная разноуровневая структура хоровой культуры в динамике ее развития: от традиций к современности. Хоровая культура рассмотрена как культурологический концепт, который является основой понимания и формирования различных картин мира, ценностных приоритетов. Культурологическая трактовка позволила выявить ключевые параметры концепта «хоровая культура»: изменения внутренней, духовной жизни личности, ее специфические особенности. Методологическую основу исследования составил системный подход в сочетании с другими подходами: лингвокультурным, когнитивным, философским, культурологическим.
Автором рассмотрены исторические тенденции развития хоровой культуры в России от хоровых музыкальных традиций прошлого до современного неоклассицизма. Определены структурные компоненты концепта «хоровая культура»: исполнение духовных произведений; хоровые фольклорные формы, самодеятельное творчество, русский хоровой неоклассицизм. Отмечен региональный уровень научных знаний о хоровой культуре, который реализуется в обучении и профессиональной подготовке. Большое внимание уделено системе нравственных и морально-этических составляющих концепта «хоровая культура».
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Албанов, И. А. (2020) Особенности хоровой культуры Кубани [Электронный ресурс] // Культура и время перемен. № 3 (30). URL: http://timekguki.esrae.ru/46-590 (дата обращения: 26.01.2021).
Васильев, В. А. (2011) Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. № 4. С. 76–81.
Касаткина, З. А. (2013) Развитие хорового искусства в художественной культуре России : автореф. … канд. культурологии: 24.00.01. СПб. 175 с.
Лях, В. И. (2006) Музыкальное искусство Кубани. Краснодар : КГУКИ. 236 с.
Лях, В. И. (2009) Культура Кубани: генезис и структурообразующие элементы. Краснодар : КГУКИ. 420 с.
Наумова, О. В. (2011) Культурологический аспект как основа формирования иноязычной культуры в процессе обучения английскому языку // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков / под ред. А. В. Дыбо. М. : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт языкознания Российской академии наук». 419 с.
Никулин, В. Г. (1999) Хоровая культура Якутии : автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.16. Магнитогорск. 23 с.
Романюк, Е. А. (2004) Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Тверь : Московский государственный открытый педагогический унститут им. М. А. Шолохова. 22 с.
Сиднева, Т. Б. (2013) Концепт «Искусство» как предмет современных культурологических рефлексий // Вестник ВятГУ. № 1. С. 142–145.
Синявина, Н. В., Махович, Е. В. (2018) Концепт как культурфилософская категория [Электронный ресурс] // Педагогика искусства № 4. С. 150–156. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/sinyavina_mahovich_150-156.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
Слышкин, Г. Г. (2004) Лингвокультурные концепты и метаконцепты: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.19. Волгоград : Волгоградский государственный педагогический университет. 39 с.
Сорокина, А. В. (2011) Концепт в системе культуры: философский, культурологический, лингвокогнитивный подходы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 1 (21). С. 142–146.
Степанов, В. Н., Кирияк, О. А. (2009) Об энтропии понятия «концепт» в современной лингвистике // Иностранные языки в высшей школе. № 3 (10). С. 34–42.
Степанов, Ю. С. (1997) Слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста : антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М. : Academia. 320 с. С. 288–305.
Тамерьян, Т. Ю. (2011) Типология и структурация концепта: множественность подходов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. № 13. С. 69–74.
Тарасова, Л. А. (1997) Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М. : Московский педагогический университет. 52 с.
Татарская, Д. А. (2014) Понятие «концепт» в системе наук о культуре // Вестник МГИМО. № 4 (37). С. 287–293.
Уметалиева-Баялиева, Ч. (2016) О культурологическом методе исследования // Проблемы науки. № 7 (49). С. 202–206.
Филатова, А. А. (2007) Концепт как конституирующий элемент культуры: когнитивный подход : автореф. … канд. филос. наук: 24. 00. 01. Ростов н/Д. 179 с.
Флиер, А. Я. (2015) Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М. : Согласие. 850 с.
Шарипова, А. Р. (2010) Сущность русского хорового пения как феномена культуры // Вестник ВятГУ. № 4. С. 112–115.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.3.9
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/