Университеты и самоорганизация

Татьяна Сергеевна Ахромеева, Георгий Геннадьевич Малинецкий, Сергей Александрович Посашков

Аннотация


Планируя прорыв в Европу на рубеже XVII–XVIII вв. и императивы развития России, Петр I возлагал большие надежды на триаду «гимназия — университет — академия». В настоящее время Россия вновь осуществляет социально-технологический прорыв. Ключевую роль в ориентации общества и научно-технического сообщества на этот прорыв могут сыграть университеты.

В настоящее время мир и Россия находятся в точке бифуркации. В этой точке главную роль может сыграть самоорганизация в деятельности университетов. Разворачивающаяся сейчас гуманитарно-технологическая революция требует скорейшего преодоления пропасти между естественно-научной и гуманитарной культурами, развития междисциплинарных подходов.

Важной становится ориентация университетов на будущее, постановка масштабных, перспективных задач. Самоорганизация приобретает принципиальное значение для формирования междисциплинарных инновационных команд, объединяющих представителей разных специальностей.

Императивом современного российского университета может быть триада «самоорганизация — будущее — профессионализм». В считаные годы в высшем образовании должен быть совершен переход от обучения «квалифицированных потребителей» к подготовке творцов, созидателей. Самоорганизация в университетах и во всем университетском сообществе может привести к переходу России от «экономики трубы» к инновационной траектории пути развития, к обществу знания.


Ключевые слова


развитие университетов; самоорганизация; междисциплинарность; точка бифуркации; гуманитарно-технологическая революция; прорыв; ориентация на будущее; синергетика; цивилизационное развитие; западники и славянофилы в постиндустриальном контексте

Полный текст:

PDF

Литература


Ажеж, К. (2003) Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки. / пер. с франц. Б. П. Нарумов. М. : URSS. 304 с.

Баранцев, Р. Г. (2009) Синергетика в современном естествознании. 2-е изд., доп. М. : Либроком. 160 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 11).

Буданов, В. Г. (2013) Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Стереотип. изд. М. : Либроком. 240 с. (Синергетика в гуманитарных науках. № 7).

Дмитриев, А. С., Ицков, В. В. и др. (2020) Сверхширокополосные средства беспроводной связи и активные радиометки для Интернета вещей и Интернета робототехники // Проектирование цифрового будущего. Научные подходы. М. : Техносфера. С. 97–108.

Иванов, В. В., Малинецкий, Г. Г. (2020) Россия: XXI век. Стратегия прорыва. Технологии. Образование. Наука. М. : URSS. 384 c. (Будущая Россия. № 26).

Капица, С. П., Курдюмов, С. П., Малинецкий, Г. Г. (2020) Синергетика и прогнозы будущего: Кн. 2. Образование. Демография. Проблемы прогноза. 4-е изд., испр. и сущ. доп. М. : Ленанд. 384 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 100).

Карлов, Н. В. (2008) Книга о Московском Физтехе. М. : Физматлит. 600 с.

Комаров, С. М. (2019) Будущее, что стоит у двери // Химия и жизнь. № 2. С. 2–5.

Любарский, Г. Ю. (2020) Образование будущего: Университетский миф и структура мнений об образовании XXI века. М.: Товарищество научных изданий КМК. 526 с.

Макаренко, А. С. (1955) Педагогическая поэма. М. : Детгиз. 552 с.

Малинецкий, Г. Г. (2015) Математические основы синергетики: Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. Стереотип изд.. М. : Ленанд. 310 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 2).

Малинецкий, Г. Г. (2013) Пространство синергетики: Взгляд с высоты. М. : Либроком. 248 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 60).

Нагаев, И., Ющенко, А. (2020) Роботы тут, роботы там… // Завтра. № 40 (1398). С. 5.

Петров, В. (2017) ТРИЗ: Теория решения изобретательских задач. М. : СОЛОН-Пресс. 500 с.

Показали класс (2017) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/10/05/nazvany-sem-osobennostej-rossijskih-uchitelej.html (дата обращения: 21.04.2021).

Пронякин, В. В. (2020) Машины, механизмы и метрология XXI века // Проектирование цифрового будущего. М. : Техносфера. С. 117–125.

Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании: От Конфуция до Дьюи (2012) / пер. с англ. Н. А. Мироновой ; под науч. ред. М. С. Добронравовой. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 424 с. (Теория и практика об образовании).

Сноу, Ч. П. (1985) Две культуры и научная революция // Сноу Ч. П. Портреты и размышления : эссе, интервью, выступления : художественная публицистика : перевод с английского / сост. и авт. предисл. С. Бэлза. Москва : Прогресс. 368 с. М. : Прогресс. С. 195–226.

Трубецков, Д. И. (2019) Введение в синергетику: Колебания и волны. 4-е изд. М. : Либроком. 224 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 9).

Трубецков, Д. И. (2018) Введение в синергетику: Хаос и структуры. 5-е изд., испр. М. : URSS. 240 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 10).

Харари, Ю. Н. (2018) Homo Deus. Краткая история будущего / пер. с англ. А. Андреев ; под ред. Е. Головина. М. : Синдбад. 498 с. (Big Ideas).

Число изучающих русский язык в мире упало в 2 раза со времен распада СССР (2019) [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/28/11/2019/5ddd18099a79473d0d9b0ab1 (дата обращения: 21.04.2021).

Programme for International Student Assessment [Электронный ресурс] // Wikipedia. The free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Programme_for_International_Student_Assessment (дата обращения: 21.04.2021).

What are the top 200 most spoken languages? (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ethnologue.com/guides/ethnologue200 (дата обращения: 21.04.2021).

World population [Электронный ресурс] // Wikipedia. The free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/World_population (дата обращения: 21.04.2021).

Geographical distribution of Russian speakers [Электронный ресурс] // Wikipedia. The free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Geographical_distribution_of_Russian_speakers (дата обращения: 21.04.2021).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.2.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru