Свобода и отчаяние в поэзии Ирины Кнорринг

Вера Александровна Соколова

Аннотация


В статье исследуется восприятие связи свободы и отчаяния в литературе русского зарубежья на примере поэзии Ирины Кнорринг (1906–1943), представителя младшего поколения первой волны русской эмиграции. Связь свободы и отчаяния в ее творчестве рассматривается с двух сторон: как непосредственно личное восприятие, исходящее из собственного беженского и эмигрантского опыта, и как явление, отражающее восприятие, свойственное ее поколению в целом. В свою очередь, интерес ее современников к этой проблеме дается в контексте традиции понимания свободы в русской литературе.

В статье прослеживается связь творчества Ирины Корринг, формально не входившей в поэтические группировки, с поэзией «парижской ноты», явлением, сформированным критикой Г. Адамовича и атмосферой поэтического сборника «Розы» Г. Иванова. Упоминается общая для них «дневниковая» манера письма, а для передачи интонационного родства рассматриваются отдельные произведения Кнорринг.

Разбираются два стихотворения Кнорринг, первое из которых «Быть странником, без жалоб и без стонов…» (1928) относится к периоду развития и становления ее поэтического дара, а второе «Шумный ветер деревья ломит…» (1940) — к заключительному периоду ее жизни. Их исследование позволяет проследить развитие характерных образов и эволюцию взглядов автора, связанную с усилением ощущения трагичности мира и существования человека-изгнанника в нем. В процессе анализа выделяются образы в своем употреблении, свойственные исключительно индивидуальному лексическому словарю поэзии Кнорринг. Также затрагиваются важнейшие для Кнорринг темы утраченной родины, России, безнадежного эмигрантского существования, посредством чего демонстрируется и ее собственный поэтический мир, и включенность Ирины Кнорринг в общую литературную ситуацию русского зарубежья.


Ключевые слова


русская эмиграция; Ирина Кнорринг; «парижская нота»; русская литература

Полный текст:

PDF

Литература


Адамович, Г. (1924) Последний мировой поэт // Звено (газета). № 64. 21 апреля. С. 2.

Адамович, Г. (1931) Литературные заметки // Последние новости (газета). № 3690. 30 апреля. С. 3.

Варшавский, В. С. (1956) Незамеченное поколение. Нью-Йорк : Изд-во имени Чехова. 387 с.

Иванов, Г. В. (1993) Поэзия и поэты // Иванов Г. В. Собр. соч. : в 3 т. М. : Согласие. Т. 3. Мемуары. Литературная критика. 720 с. С. 583–587.

Кнорринг, И. (1931) Стихи о себе. Париж : Тип. «Паскаль». 60, [2] с.

Кнорринг, И. (1993) После всего: Стихи 1920–1942 гг. Алма-Ата : Вариант. 126 с.

Коростелев, О. А. (2002) Пафос свободы. Литературная критика русской эмиграции за полвека (1920–1970) // Критика русского зарубежья : в 2 ч. М. : Олимп ; АСТ. Ч. 1. 470, [1] с. С. 3–35.

Соколова, В. А. (2014) Эволюция тем России и скитаний в поэзии Ирины Кнорринг // Историческое образование. № 3 (3). С. 147–158.

Струве, Г. П. (1996) Русская литература в изгнании. 3-е изд., испр. и доп. Париж : YMCA-Press ; М. : Русский Путь. 448 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.36

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru