Развитие института образования в России как ответ на вызовы пандемии коронавируса

Александр Александрович Ефанов

Аннотация


В статье проводится социокультурное обоснование развития института образования в России как ответ на вызовы пандемии коронавируса (COVID-19). Используется комплекс методов: вторичный анализ социологических и статистических данных; компаративистский анализ; кейс-стади. Хронологические рамки исследования: март — октябрь 2020 г. По итогам проведенного исследования выделяется две основные проблемы на пути гармоничного развития института образования в новых социокультурных реалиях: слабая развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации и низкий уровень цифровой грамотности ее акторов, находящиеся в причинно-следственной связи. Делаются выводы, что вынужденный («стрессовый») переход на дистанционное обучение правомочно рассматривать одновременно как стимул технологических изменений и вызов высшей школе России, требующий комплексного решения в результате консолидации действий всех участников, ответственных за организацию учебного процесса — представителей профильного министерства, конструирующих архитектонику образовательного пространства, руководства вузов, организующего работу на местах, и преподавателей как таковых, готовых к повышению собственного уровня цифровой грамотности и медиакомпетентности в целом. Резюмируется, что кейс, связанный с пандемией коронавируса, обусловил институционализацию онлайн-образования — превращение данного сегмента рынка оказания образовательных услуг в его неотъемлемую часть, где свою нишу могут занять не только государственные, но и коммерческие структуры (разнообразные вебинары и краткосрочные программы, которые в условиях самоизоляции получили особую востребованность, предоставляясь в том числе бесплатно). Прогнозируется, что в указанных реалиях в долгосрочной перспективе получение образования в «традиционном» офлайн-формате не потеряет своей актуальности, превратившись в менее доступный (исходя из своей высокой стоимости), но при этом более «элитарный» способ получения знаний.


Ключевые слова


институт образования; медиатизация; дистанционное обучение; онлайн-формат; цифровая грамотность; цифровой разрыв; пандемия коронавируса

Полный текст:

PDF

Литература


Волков, С. К. (2020) Опыт региональных вузов в организации дистанционного обучения: первые итоги // Информационное общество. № 4. С. 52–62.

Ефанов, А. А., Буданова, М. А., Юдина, Е. Н. (2020) Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 20. № 2. С. 382–393.

Ефанов, А. А. (2020) Социология медиакультуры и медиаобразования : учеб. пособие для вузов. М. : Издательство Юрайт. 124 с.

Ефанов, А. А., Степанченко, В. А. (2019) Влияние поколения Z на функционирование института медиа: прогностическая модель // Информационное общество. № 3. С. 69–72.

Как будет меняться онлайн-образование в условиях пандемии (2020) [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e9597339a79473072c3e718 (дата обращения: 14.08.2020).

Нарбут, Н. П., Алешковский, И. А., Гаспаришвили, А. Т., Крухмалева, О. В. (2020) Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 20. № 3. С. 611–621.

Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М. : РАНХиГС, 2020. 744 с.

Радаев, В. В. (2019) Миллениалы: как меняется российское общество. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 224 с.

Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии [авт. кол: А. В. Клягин и др.]. (2020) М. : НИУ ВШЭ. 113 с. [Электронный ресурс] URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/26/1551527214/%D0%A1%D0%90%D0%9E%206(36)_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 25.10.2020).

Hepp A. (2013) Cultures of Mediatization. Cambridge : Polity. 161 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.1.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru