Новые тренды в эпоху революционных изменений информационных технологий

Юрий Алексеевич Головин, Ольга Евгеньевна Коханая

Аннотация


Авторы рассматривают специфику   функционирования новых медиа, процессы конвергенции в медиапространстве, феномен постправды как нового явления в медиасфере, подчеркивая важнейшую роль СМИ в процессах социального конструирования.

Авторы отмечают, что картина мира, создаваемая современными средствами массовой информации, в действительности зачастую является всего лишь симулякром, в том смысле, как этот термин понимается известным российским философом А. Я. Флиером и другими культурологами и философами-постмодернистами. Реальность, которую современный человек черпает из СМИ и литературы, часто в значительной мере отличается от действительности, но именно эта искаженная реальность и формирует его представление о мире.

Исследуя феномен постправды, авторы отмечают, что в современной журналистике симулякр в своем развитии зачастую превращается в вымысел и современное общество зачастую окружено ложью и вымыслом, а по сути, постправдой.  По мнению авторов, постправда,  являясь порождением симулякров, определяет не саму информацию и даже не ее качество, а скорее ее восприятие человеком, в сознании которого уже присутствуют определенные стереотипы и идеологемы. Авторы делают вывод, что революционные изменения информационных технологий в начале ХХI в. совпали с началом полномасштабных гибридных войн, охвативших, по сути, все мировое пространство,  и полем битвы в этих войнах вполне предсказуемо оказалась медиасфера.


Ключевые слова


конвергенция; симулякр; гиперреальность; картина мира; постмодерн; медиапространство; средства массовой информации; журналистика; новые медиа; ценности; постправда

Полный текст:

PDF

Литература


Баранова, Е. А. (2010) Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование // Медиаскоп : электронный научный журнал. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/процесс-конвергенции-сми-и-журналистское-образование (дата обращения: 23.10.2020).

Белл, Д. (1986) Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М. : Прогресс. 456 с. С. 330–342.

Бодрийяр, Ж. (2013) Симулякры и симуляция / пер. с фр. и вступительная статья О. А. Печенкиной. Тула : Тульский полиграфист. 204 с.

Бодрийяр, Ж. (2011) Символический обмен и смерть / пер. с фр. и вступит. ст. С. Н. Зенкина. 2-е изд. М. : Добросвет. 387 с.

Бодрийяр, Ж. (2000) Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. М. : Добросвет. 257 с.

Вартанова, Е. Л. (2019) Теория медиа: отечественный дискурс. М. : Фак. журн. МГУ ; Изд-во Моск. ун-та. 224 с.

Головин, Ю. А. (2010) Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние. М. : Московский государственный университет культуры и искусств. 269 с.

Владимирова Т. Н., Панферова В. В., Смирнова О. В., Свитич Л. Г., Шкондин М. В. (2020) Журналистика и интеллектуальный потенциал общества: теоретические подходы к системному анализу интеллектуального взаимодействия в медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 9. № 1. С. 90–105.

Карпенко, И. И. (2013) Конвергенция в медиасреде: понятие и типы // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. № 13 (156). С 190–194.

Кастельс, М. (2004) Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург : У-Фактория (При участии издательства Гуманитарного университета). 328 с.

Кессарийский, Э. П. (2002) Журналистский словарь. Нижний Новгород : Нижполиграф. 236 с.

Корконосенко, С. Г. (2020) Социальность журналистики и медиа: методологические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 9. № 3. С. 417–430.

Коханая, О. Е. (2009) Социокультурные функции детского и молодежного театра. М. : Московский государственный университет культуры и искусств. 294 с.

Курицын, В. (1997) Время множить приставки. К понятию постпостмодернизма // Октябрь. №7. С. 179–183.

Лазутина, Г. В. (2012) Журналистский текст как знание оперативного назначения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 5. С. 50–59.

Мансурова, В. Д. (2002) Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография. Барнаул : Издательство Алтайского университета. 237 с.

Ойкен, В. (1995) Основные принципы экономической политики / перевод с нем. Л. А. Козлова, Ю. И. Куколева; общ. редакция Л. И. Цедилина, К. Херрманн-Пиллата; вступ. ст. О. Р. Лациса. М. : Прогресс. 496 с.

Павлов, A. B. (2019) Постпостмодернизм: как социальная и культурная теории объясняют наше время. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 558 с.

Печенкина, О. А. (2006) Этика симулякров Жана Бодрийяра: анализ постмодернистской рецепции этического : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05. Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 159 с.

Свитич, Л. Г. (2018) Журналисты и аудитория. Из социологического архива (1920–2015 гг.) : монография. М. : Икар. 486 с.

Смеюха, В. В., Акопов, А. К. (2015) Роль массмедиа в развитии профессиональной среды // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 4. № 4. С. 408–419.

Смеюха, В. В. (2013) Вопросы медиалогии : монография. Ростов н/Д. : Российский государственный университет путей сообщения. 324 с.

Флиер, А. Я., Полетаева, М. А. (2008) Тезаурус основных понятий культурологии. М. : Московский государственный университет культуры и искусств. 284 с.

Шестеркина, Л. П. (2011) Формирование инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ: гуманитарный и технологический аспекты : дис… д-ра филол. наук: 10.01.10. М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. 565 с.

Aquino, R., Bierhoff, J., Orchard, T. and Stone, M. (2002) The European Multimedia News Landscape. Mudia Report. Heerlen: International Institute of Infonomics. 86 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.4.16

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru