Реверсивные практики массовой культуры
Аннотация
В статье рассматривается способность современной массовой культуры формировать в сознании своей аудитории мифологическую картину мира.
Отмечается, что усложнение общества в конце XX в. привело к тому, что в гуманитарном знании линейные представления об общественном прогрессе были заменены на гораздо менее предсказуемые нелинейные модели динамики культуры. Это осложнило прогнозирование сценариев будущего как для всего общества в целом, так и для отдельных его представителей в частности. В условиях неполноты информации о сложнейших цивилизационных сдвигах в проблемной ситуации оказались не только интеллектуалы, способные ответить на вызовы современности, но и обычные люди.
Эти изменения привели к тому, что обострилась проблема формирования эвристических моделей поведения и выстраивания соответствующих им жизненных сценариев. Переживания по поводу выбора оптимальной траектории будущего стали массово осознаваемой проблемой.
Сознание представителя массового общества начинает избегать ответственности за рациональный выбор перспективных стратегий и тактик. При этом желание ослабить напряженность выбора побуждает индивида не искать новые практики, а обращаться к отреставрированным массовой культурой архаическим паттернам, сформированным архаической мифологической картиной мира. Иррациональный возврат к прошлым поведенческим моделям способствует изменению направления вектора развития культуры, переориентируя его от будущего к прошлому.
Для иллюстрации подобной реверсии в данной статье рассматриваются следующие два феномена массовой культуры: индустрия религиозных праздников и «исповедальные» жанры медийных «культурных героев». В статье определяются причины популярности подобных масскультурных реверсий, главная среди которых — адаптация к сложностям современной культуры и непредсказуемости ее динамики.
В заключении делается вывод о том, что результатом подобных реверсий для представителя массового общества становится все большая утрата его субъектности, проявляющаяся в обращении к устоявшимся мифологическим паттернам поведения, транслируемым массовой культурой, вместо осознанного конструирования новых.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бодрийяр, Ж. (2001) Система вещей. М. : Рудомино. 224 с.
Жижек, С. (2005) Интерпассивность. Желание: влечение, Мультикультурализм. СПб. : Алетейя. 156 с.
Пригожин, И., Стенгерс, И. (2014) Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. : Едиториал УРСС. 304 с.
Сорокин, П. А. (2020) Социальная и культурная динамика. М. : Академический проект. 988 с.
Топоров, В. Н. (1988) Праздник // Мифы народов мира : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Советская энциклопедия. Т. 2. 719 с. С. 329–331.
Тойнби, А. Дж. (2004) Постижение истории. М : Айрис-пресс. 640 с.
Шпенглер, О. (2004) Закат Европы : в 2 т. М. : Айрис-пресс. Т. 1. 528 с.
Элиаде, М. (2005) Аспекты мифа. М. : Академический проект. 251 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.3.13
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/