Ресурсы науки под названием «медиалогия»

Петр Николаевич Киричёк

Аннотация


В статье анализируется одна из острых проблем современной социальной коммуникации и циркулирующей в ней информации, связанная c появлением симптомов функционального регресса в отечественной журналистике, перешедшей в 90-х гг. ХХ в. из одного хронотопа —медийного режима (бытия прессы в условиях зависимости от власти, идеологического монополизма, политической цензуры) в другой хронотоп —медийный рынок (бытие прессы в условиях автономии от власти, идеологического плюрализма, отсутствия цензуры). Несмотря на улучшение общественных условий для журналистской деятельности, «рыночная» пресса допускает значительное снижение уровня семантики и стилистики газетного текста (телепрограммы, радиопередачи, интернет-блога) по сравнению с «режимной» прессой.

Мониторинг отечественнойжурналистики показывает, что качественный реверс массово-информационного продукта в пореформенный период объясняется явным отставанием теории от практики в сегодняшнем арсенале журналистики, которая часто воспринимается профессией на уровне ремесла, правда, обладающего творческим характером. Однако ни один общественный институт, и пресса в том числе, не может прогрессировать, если он зацикливается на эмпирическом ресурсе развития и игнорирует ресурс теоретический. Без качественной теории не бывает высокопродуктивной практики, и в этом смысле теория является поводырем практики.

На повестке дня стоит вопрос оповышении уровня научности в структурно-функциональном пространстве журналистики как важного компонента внешнего и внутреннего факторов ее последующего развития. С одной стороны, знание теории обновляет изнутри горизонт креативных исканий журналиста, что способствует превращению хорошего ремесленника в классного профессионала. С другой стороны, наличие теории позволяет извне экспертировать все слагаемые журналистской деятельности, что помогает постоянному ее совершенствованию.С учетом этих обстоятельств требуется сведение всего научного багажа прессы —прошлого, настоящего, будущего — в именную науку о журналистике под названием «медиалогия».


Ключевые слова


журналистика; теория; пресса; практика; общество;медиарежим; фактор; медиарынок; наука; медиалогия

Полный текст:

PDF

Литература


Бахтин, М. М. (1986) Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М. : Худож. лит. 543 с. С. 501–508.

Бусленко, Н. И. (2013) Предисловие / Смеюха, В.В. Вопросы медиалогии. Ростов н/Д. : Изд-во РГУПС. 324 с. С. 6–7.

Землянова, Л. М. (2004) Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та. 416 с.

Кириллова, Н. Б. (2013) Медиалогия как синтез наук. М. : Академический проект. 368 с.

Корконосенко, С. Г. (2001) Основы журналистики. М. : Аспект Пресс. 287 с.

Корконосенко, С. Г. (2014) Введение. Почему история теорий? // Теория журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2014. 272 с. С. 3–9.

Лозовский, Б. Н. (2007) Журналистика и средства массовой информа-ции: Краткий словарь. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та. 306 с.

Пархоменко, С. Б. (2000) Журналистика прошлого и настоящего — две разные профессии // Пресса в обществе (1959–2000). Оценки журналистов и социологов. Документы / авт. и исполн. проекта А.И. Волков и др. М. : Изд-во Моск. школы полит. исследований. 616 с. С. 384–404.

Прохоров, Е. П. (2003) Введение в теорию журналистики. М. : Аспект Пресс. 367 с.

Свитич, Л. Г. (2000) Феномен журнализма. М. : Факультет журнали-стики МГУ. 252 с.

Сиберт, Ф., Шрамм, У., Питерсон, Т. (1998) Четыре теории прессы. М. : Вагриус. 224 с.

Юзвишин, И. И. (2000) Основы информациологии. М. : Высшаяшкола. 506 c.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.3.5

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru