О понимании социальной природы имитаций в высшей школе
Аннотация
На материалах интервьюирования преподавателей и студентов московских университетов (октябрь 2018 г. — май 2019 г.) анализируется понимание природы имитации образовательных практик в высшей школе. Рефлексия имитации образовательных практик преподавателями противоречива: признание факта имитации сопровождается отрицанием девиантной природы явления. Студенты подтверждают девиантную природу имитации образовательных практик, полностью возлагая ответственность за имитацию на преподавателей (1) или разделяя ее с ними (2). Кроме того, данное явление студентами рассматривается как отклонение от нормы, так как в этом случае они не получают знаний в полном объеме, что нарушает их права.
Оценки влияния Интернета на масштаб и разнообразие форм имитации образовательных практик неоднозначны: это инструмент, который может быть использован в разных целях (1), или условие увеличения различных имитаций (2). Автор делает вывод о необходимости выравнивания цифровой грамотности преподавателей и студентов.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бодрийяр, Ж. (2015) Симулякры и симуляция / пер. с фр. А. Качалова
М. : Издательский дом «Постум». 240 с.
Гилинский, Я. И. (2004) Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. 520 с.
Делез, Ж. (1998) Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск : Водолей. 320 с. С. 225–240.
Денисова-Шмидт, Е. В., Леонтьева, Э. О. (2015) Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. № 9. С. 86–93.
Докторов, Б. З. (2016) Современная российская социология: Историко-биографические поиски : в 9 т. М. : ЦСПиМ. 5901 стр. с илл. 1 электрон. опт. диск [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4595 (дата обращения: 12.01.2020).
Зубок, Ю. А., Чупров, В. И., Дивненко, О. В. (2016) Симулятивно-имитационные формы рационализации как новые компетенции молодежи в изменяющейся реальности [Электронный ресурс] // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке : материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского 10–12 ноября 2016 года / отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб. : Скифия-принт. 1634 c. С. 260–263. URL: http://soc.spbu.ru/nauka/publications/Sbornik_Koval_100.pdf (дата обращения: 05.01.2020).
Селиверстова, Н. А. (2019) Имитации в высшей школе: проблема модернизации? // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 65–77.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.5
Селиверстова, Н. А. (2020) Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. Том 46. № 3. С. 71–77. DOI: 10.31857/S013216250008802-5
Шмелева, Е. Д., Семенова, Т. В. (2019) Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда // Вопросы образования. № 3. С. 101–129. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.3.2
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/