Глубинно-психологический анализ феминного и маскулинного образов в кабардинском нартском эпическом сказании «Сосруко и Адиюх»

Марина Владимировна Аринина

Аннотация


В статье анализируется и интерпретируется сказание «Сосруко и Адиюх» кабардинского нартского эпоса в свете аналитической психологии К. Г. Юнга. В сказании ярко представлена тема проявления и взаимоотношений фемининного и маскулинного принципов в коллективном психическом, которые также можно интерпретировать и с точки зрения индивидуальной психики. Автором раскрывается символика образов и сюжета сказания с позиции как мужской, так женской глубинной психологии, в том числе в архетипическом ключе.

Главные герои рассматриваются как метафорическое выражение эго и особенностей его взаимодействия с контргендерной фигурой в бессознательном (анимой или анимусом) в процессе индивидуации. Кроме того, данная история представляется как архетипический пример психической инфляции, потери контакта эго с бессознательным. Маскулинные образы нартов (богатырей) Псабыды и Сосруко также анализируются с опорой на модель глубинной маскуслинности, предложенной Д. Жиллет и Р. Мур, как проявление в первую очередь архетипа Воина в его разных аспектах. Фемининный образ Адиюх изучается в контексте теории о структурных формах женской психики, разработанной Т. Вульф, как один из примеров женщины с ведущим архетипом Гетеры.

Проводится параллель с подобной по психологическому смыслу сюжетной линией в древнегреческой мифологии: историей отношений Ясона и Медеи (миф об аргонавтах), связанной со злоупотреблением внутренней фемининностью на коллективном уровне в силу влияния традиций патриархата. В отличие от древнегреческого варианта, в адыгском сказании представлена возможность более конструктивного взаимодействия с глубинным фемининным началом.


Ключевые слова


аналитическая психология; фемининное; маскулинное; архетип; нартский эпос; Сосруко; Адиюх

Полный текст:

PDF

Литература


Боа, Ф., фон Франц, М.-Л. (2015) Путь сновидения. М. : Касталия. 338 с.

Боллен, Дж. Ш. (2005) Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь. М. : София. 336 с.

Жиллет, Д., Мур, Р. (2014) Король, воин, маг, любовник. Новый взгляд на архетипы зрелого мужчины. М. : Луч. 192 с.

Мир культуры адыгов (2002) / сост. и отв. ред. Р. А. Ханаху. Майкоп : ГУРИПП «Адыгея». 515 с.

Нарты. Кабардинский нартский эпос (2002) / отв. ред. М. Бжеников. Нальчик : Эль-Фа, Ашамэз. 527 с.

Нойман, Э. (2018) Человек и миф. М. : Касталия. 278 с.

Немировский, А. И. (1992) Мифы древней Эллады. М. : Просвещение. 319 с.

фон Франц, М. Л. (2004) Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в сказке. М. : Гнозис. 360 с.

Роме, Ж. (2016) Словарь символики сновидений. М. : Когито-Центр. 496 с.

Тресиддер, Д. (1999) Словарь символов. М. : Гранд ; ФАИР-Пресс. 443 с.

Эдингер, Э. (2015) Душа в античности. М. : Касталия. 362 с.

Эдингер, Э. (2018) Лекции по Misterium. Путешествие по Misterium Coniunctionis Карла Густава Юнга. М. : Касталия. 330 с.

Юнг, К. Г. (1994) Либидо, его метаморфозы и символы. СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа. 415 с.

Юнг, К. Г. (1996) Душа и миф: шесть архетипов. Киев : Государственная библиотека Украины для юношества. 384 с.

Юнг, К. Г. (2019) Эон. Исследование о символике самости. М. : АСТ. 352 с.

Якоби, И. (2014) Образное царство души // Образы и символы глубин. М. : Касталия. 332 с. C. 3–150.

The Jung-White Letters (2007) / ed. by A. C. Lammers and A. Cunningham. London ; New York, Routledge. 363 p.

Wolff, T. (1956) Structural forms of feminine psyche. Privately printed for the Students Association, K. G. Jung Instutute, Zurich. 23 p.

Molton, M. D., Sikes, L. A. (2011) Four eternal women: Tony Wolff revised — a study in opposites. Fisher King Publishing. 328 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.2.15

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru