Проблема жанровой классификации фэнтези как вида приключенческой литературы

Иван Владимирович Лебедев

Аннотация


В статье рассматривается проблема жанровой классификации современного русскоязычного фэнтези.

Автор указывает на попытки классифицировать фэнтези по проблемно-тематическому принципу, а также на основе функций искусства, выделенных М. С. Каганом; указываются недостатки данных подходов. Предлагается применить генетико-типологический принцип, который базируется на изучении развития приключенческих жанров вообще. Этот подход представляется наиболее естественным, поскольку фэнтези является новым этапом в развитии приключенческой литературы.

Опираясь на работы А. Вулиса и Д. Благого об истории развития и жанровой специфике авантюрного романа, автор делает вывод, что следует говорить о большом приключенческом метажанре. Его теоретическое осмысление происходит довольно поздно, в XVIII–XIX вв., в связи с развитием нового направления — реализма. Первым типом романа, который исследователи считают приключенческим в современном смысле этого слова, является робинзонада. Таким образом, классификация метажанра делится на две части: историческую, описывающую его развитие до Дефо, и типологическую, охватывающую в основном литературу XIX–XXI вв. Если в первой части применяется генетический принцип, то во второй главным образом — тематический.

Современное фэнтези синтезирует два основных вида приключений, а именно приключение географическое и историческое. Роман «путешествий» вроде робинзонады сливается с историческим авантюрным романом. Таким образом, героическое фэнтези как бы «стягивает» обратно разветвившиеся жанровые подвиды. На этом направлении можно выделить соответственно в русской современной литературе: фэнтези «меча и магии» («Хранитель мечей» Н. Перумова; «Волкодав» М. Семеновой); историческое и псевдоисторическое фэнтези («Небеса ликуют» А. Валентинова, «Отблески Этерны» В. Камши); «воровское» или «разбойничье» фэнтези («Хроники Сиалы» А. Пехова), которое наследует пикареске и «разбойничьему» роману. Любовный роман дает любовное фэнтези («Анахрон» В. Беньковского и Е. Хаецкой); в области криминального романа мы видим зарождение детективного фэнтези («Под знаком мантикоры», «Пересмешник» А. Пехова»). Готический роман порождает все разновидности «черного» фэнтези («Странствия Сенора» А. Дашкова, «Ночной смотрящий» О. Дивова), а научная фантастика — «научное» фэнтези или техномагию («Тайный Город» В. Панова). И наконец, социально-приключенческий роман при появлении мифологически-сказочных посылок дает тот вид фэнтези, который в современной издательской практике принято называть городским (цикл «Дозоры» С. Лукьяненко).

Типология показывает, что собственно фэнтезийные жанры не обнаруживают существенной самостоятельности; все они являются лишь новым этапом в развитии единого приключенческого метажанра. Заметно, что наибольшая активность наблюдается на том направлении, где фэнтезийная предпосылка является органически-естественной. Напротив, любовная и криминальная линии изначально обладают другим набором интенций, и фэнтезийная составляющая не может выступить в них на первый план, не исказив тем самым природу жанрового саспенса.


Ключевые слова


русское фэнтези; приключенческая литература; жанр; метажанр; жанровая классификация

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеев, С., Батшев, М. (1997) Фэнтези — развитие жанра в России // Книжное дело. № 1. С. 82–86.

Афанасьева, Е. (2009) Жанр фэнтези: проблема классификации // Фан-тастика и технологии (памяти Станислава Лема) : сб. материалов Междуна-родной научной конференции 29–31 марта 2007 г. Самара : Изд. дом «Раритет». 251 с. С. 86–93.

Благой, Д. (1925) Авантюрный роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов : в 2 т. М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель. Т. 1. А — П. 576 стб. Стб. 3–10.

Булычева, В. П. (2014) Приключенческая литература: история изучения и жанровая природа // Фундаментальные исследования. № 8. С. 998–1002.

Вулис, А. 3. (1986) В мире приключений. Поэтика жанра. М. : Советский писатель. 384 с.

Каган, М. С. (1972) Морфология искусства. Л. : Искусство. 440 с.

Ковтун, Е. Н. (1999) Поэтика необычайного. Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века). М. : Изд-во МГУ. 308 с.

Невский Б. (2004) Жанры. Русское фэнтези [Электронный ресурс] // Мир фантастики. № 11. URL: http://mirf.ru/Articles/art342.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 11.06.2015).

Шидфар, Р. (1997) Бесконечная история. Очерк развития зарубежной фэнтези // Книжное дело. № 9. С. 86–90.

Green, M. B. (1991) Seven types of adventure tale: An etiology of a major genre. University Park, PA : Penn State University Press. 244 p.

Cawelti, J. G. (1976) Adventure, mystery, and romance: Formula stories as art and popular culture. Chicago : University of Chicago Press. viii, 336 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.33

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru